Коммуникации в семье. Основные принципы конструирования и передачи информации в семье

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Можно легко полается в ловушки при общении, используя методы «чтения мыслей» (предполагаемое понимание смысла послания без какой-либо проверки) и составления «сложных равенств» (выделение ошибочной части послания из целого). Вот мы и подошли к трудностям, которые возникают у получателя неясной и противоречивой коммуникации.

2.       Противоречивая и неясная коммуникация часто воспринимаются как опасность. Ее невозможно однозначно интерпретировать. Постепенно формируется навык общения, помогающий ориентироваться и реагировать в ситуации, ставшей опасной из-за такой коммуникации. В. Сатир различает 4 формы коммуникаций. Эти формы - квази-реакции на стресс, которые в случае угрозы люди бессознательно более или менее интенсивно используют. Для анализа семейной картины и планирования интервенций знание этих форм коммуникаций может быть очень полезным.

1.       Первая Форма коммуникации - угодливая (примирительная, смягчающая, умиротворяющая, успокаивающая).

Слова: соглашаясь («Как ты хочешь», «все в порядке»; «решай ты»), извиняясь, доброжелательно, никогда требовательно.

Голос: тихий, плаксивый, осторожный, подавленный.

Манера себя держать: большей частью осторожная, тихая, вплоть до робкой, чуткая, тактичная.

Тело: плечи опущены, одна рука открыто лежит на колене, дыхание тихое.

Синтаксис: частое употребление ограничений (когда, если, только, совсем, как раз) и частое использование сослагательного наклонения (мог бы, стал бы и т.д.)

Характеристика личности: личность, облекающую свою коммуникацию преимущественно в примирительную форму, отличает чувство беспомощности и малоценности. Она пытается чувствовать себя нужной, делая что-то для других и живя для других. Без кого-либо другого она чувствует себя Ничем, и потому постоянно боится быть другому в тягость, рассердить его своей ошибкой, быть оставленной или отвергнутой им. Постоянно ищет свою вину, испытывает страх перед сильными эмоциями.

Терапия: постепенно работать с недовольством и обидой. Усиливать чувство самоценности. Подчеркивать различия, брать на себя риск, признавать изменения, давать принимать решения, говорить «нет», выставлять требования, выражать желания. Требуется терпение и медленное продвижение. Не брать на себя полностью ответственность. Терапевт должен быть моделью в способности говорить «нет», устанавливать границы, брать на себя риск и тем не менее быть расположенным, восприимчивым. Негативная фаза здесь - первый успех.

Состояние терапевта, в случае, если потеряна дистанция по отношению к системе: усталость, боли в желудке, поза - сутулая, терапевт много делает за семью и жалеет самого себя.

Реакция реципиента: существует большая вероятность, что тот, кто получает сообщения, сделанные в примирительной форме коммуникации:

- чувствует себя виноватым

- ощущает сочувствие

- хотел бы помочь или защитить

- начинает (очень)злиться

- реагирует требовательно

- выражает презрение

По этим реакциям видно, какое сильное влияние может оказывать примирительная форма на других людей (манипуляция через «нечистую» совесть).

2.          Вторая форма коммуникации - обвиняющая, требовательная, осуждающая. Слова: не соглашаясь («ты никогда ничего не делаешь правильно»), требуя, обвиняя, отклоняя, прерывая, с превосходством.

Синтаксис: часто обобщения: «каждый», «все», «никогда», «никто», «каждый раз», «всегда», «ты». Использование негативных вопросов: «Почему Вы этого не делаете?», «Как так получается, что Вы .... Не можете?» Часто некорректно передаются или связываются временные и ситуативные контексты.

Голос: громкий, часто резкий, пронзительный, жесткий, твердый.

Манера поведения: чтобы действовать обвиняюще, полезно себе представить обвиняюще выставленный указательный палец, человек наклоняется вперед. Заботиться об ответах - это неважно.

Тело и дыхание: маленькие, короткие вдохи или совсем задержано.

Характеристика личности: На переднем плане - нетерпеливое желание, необходимость признания собственного мнения. Чем больше злости (раздражения), тем больше требования. Постоянное ожидание нападения и поражения. Чувствует себя неуслышанным, совершенно непонятым, одиноким, лишенным успеха. Считает, что с ним несправедливо обошлись, и переживает глубокую боль. Все это укрепляет его собственное глубокое недоверие. Ничего не боится так, как признания своей слабости. Нападение - лучшая защита.

Терапия: необходимо установить собственные границы, отправлять

Похожие материалы

Информация о работе