Оптимизация технологических процессов производства электронной аппаратуры: Методические указания к лабораторным работам по дисциплине "Технология электронной аппаратуры", страница 10

На стадии эксплуатации готовой продукции осуществляется окончательная оценка качества продукции.

4.2. Управление качеством

Процесс управления качеством - это процесс переработки информации и организация на ее основе конструктивных и организационных действий. Организующей основой реализации процесса управления является система управления. Система управления качеством продукции в самом общем виде должна включать:

-  объект управления организационно-технического типа;

-  блок выработки уровня качества;

-  блок определения отклонений фактических показателей качества от заданного уровня;

-  блок принятия решений - выработки конкретных мер с целью устранения отрицательных отклонений качества с минимумом затрат;

-  блок реализации управляющих воздействий с целью коррекции отклонений (рис.4.1.).

Рис. 4.1 Блок-схема управления качеством продукции.

4.2. Математическая модель управления качеством продукции

При рассмотрении процесса управления качеством продукции в общем виде предполагается существование двух основных множеств Q и W [7].

Первое - это множество свойств готовой, проектируемой или находящейся в эксплуатации продукции:

Второе - представляет собой совокупность факторов, вызывающих влияние на параметры качества продукции:

Параметры множества W должны удовлетворять двум условиям:

1) они должны быть взаимосвязаны с параметром множества Q, т.е. оказывать на них существенное влияние;

2) они сами должны подчиняться внешнему воздействию, т.е. должны быть управляемыми.

Механизм формализации отношений между параметрами множеств Q и W должен обладать свойствами адекватности.

Отмеченные отношения могут носить, в частности, функциональный характер:

                                                                                                                     (4.1)

Параметры этой системы решаются методами регрессивного и корреляционного анализа.

Математическую модель управления качеством продукции можно построить в два этапа. На первом строится описание зависимостей между свойствами (параметрами) продукции  и факторами, влияющими на качество этой продукции . Второй этап заключается в введении более существенных для целей управления качеством зависимостей их начальной совокупности.

4.3. Анализ показателей качества продукции

В процессе управления качеством продукции измерение и оценка уровня качества занимает центральное место.

Количественная оценка уровня качества продукции осуществляется с целью определения наилучших способов воздействия (управления) на процессы планирования, разработки, производства и эксплуатации продукции. Выбор метода определения уровня качества продукции зависит от цели оценки, т.е. от характера решений, которые надо принять на основе результатов данной оцени, например: выбор момента начала новой разработки и определение основных требований к ней. Кроме того, в зависимости от цели оценки качества продукции берут различные показатели качества, определяют их с различной точностью, а также определяют, какие значения показателей целесообразно принять за базовые, и т.п.

Показатели качества являются индикаторами в системе управления качеством продукции, так как в них находят свое отражение те изменения, которые происходят в свойствах качества продукции.

Показатели качества продукции должны отвечать следующим требованиям:

-  количественно выражать свойства продукции;

-  объективно отражать те изменения, которые происходят в качестве продукции;

-  обеспечивать условия сопоставимости при проведении анализа уровня качества продукции;

-  быть устойчивыми во времени.

Регулирование уровня качества продукции представляет собой целенаправленное воздействие на факторы, влияющие на качество продукции. Выявление и классификация факторов, установление степени их влияния на качество продукции дает возможность обоснованно выбрать мероприятия (воздействия на факторы), направленные на повышение качества продукции.