Понятие информационные технологии (ИТ). Уровни рассмотрения ИТ. Формы представления данных различного типа. Форматы файлов

Страницы работы

49 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Понятие информационные технологии.

Технология – наука о производстве материальных благ.

Любая технология включает 3 аспекта:

   - информативный – описание предметов труда, методов производства.

   - инструментальный – используемое орудие труда, с помощью которого осуществляется производство.

   - социальный – кадры и их организация.

В узком смысле, технология обычно рассматривает информативный и инструментальный аспекты.

          В ИТ предметом труда и продуктом труда является информация; орудие труда – средства вычислительной техники и связи.

          Т.о. ИТ  можно определить, как совокупность состава информации, а также методов и средств, используемых для ее обработки.

          С точки зрения системного подхода, целью ИТ является получение некоторого состава информации, требуемым образом представленного и структурированного на основании некоторой исходной информации.

          Информация, как ресурс, обеспечивающий функционирование любой системы. Считается, что для функционирования любой системы, т.е. для достижения системой постоянной цели требуется некоторое количество разного типа ресурсов (материальных или нематериальных объектов, за счет которых система работает).

Овал: Энергетич. ресурсы

Информационный ресурс занимает особое место. Кроме того, что с помощью него происходит непосредственное воздействие на систему через входные сигналы. С помощью него организуется подача других типов ресурсов.

Т.о. можно считать, что ИТ создает информационный ресурс, требуемый для функционирования других систем. Информационный ресурс общества или другой системы можно разделить на следующие составляющие:

- факты – результаты наблюдения за состоянием предметной области.      - данные – информация, отличающаяся высокой степенью                          формализованности. Обычно под данными понимается информация на электронном носителе.

- знания - информация, отличающаяся высокой степенью структурированности. Особое отличие знаний состоит в том, что на основе их можно получать другую информацию.

ИТ обычно переводит информацию из более низких состояний в более высокие.

Уровни рассмотрения ИТ.

1.  концептуальный.

Рассматриваются общее содержание информационных процессов и структуры предметной области.

2.  логический.

Происходит формализация информационных процессов и разработка модели предметной области и системообработки информации.

3.  физический.

Рассматриваются способы реализации информационных процессов, аппаратные программные средства, средства связи, которые реализуют процессы, методы и модели, выделенные на концептуальном и логическом уровне.

На курсе ИТ будут рассматриваться 1 и 2 уровни.

В общем случае, ИТ можно разделить на глобальные, базовые и конкретные (частные).

Глобальные ИТ включают методы, модели и средства, позволяющие использовать информационные ресурсы всего общества и решающие задачи, связанные с изменением информационного ресурса всего общества.

Базовые ИТ – ИТ, которые основаны на одном из базовых процессов, выделяемых в рамках общей ИТ (процесс сбора и ввода информации, процесс отображения информации, процесс хранения информации, процесс обмена информацией, процесс получения знаний).

Конкретная ИТ – ИТ, характерная для какого-либо производства или науки (технологической подготовки производства).

Для каждого типа технологии можно выделить каждый из уровней рассмотрения.

Концептуальный уровень рассмотрения ИТ.

ИТ рассматривается, как совокупность процессов преобразования информации. В результате информация меняет форму представления, как в пространстве, так и во времени.

Структурная модель концептуального уровня.

Данные процессы являются базовыми, т.е. их можно выделить в рамках любой ИТ. Однако в каждом случае они имеют свои особенности реализации.

Характеристики различных процессов, выделяемых на концептуальном уровне.

1. процесс извлечения информации.

Данный процесс позволяет перевести информацию из формы и состава, которыми она представлена в предметной области. Формы, пригодной для машинной обработки, т.е. в данные. Принято, что информация в машинном представлении называется данными. В предметной области она может быть представлена в визуальном или звуковом представлении в форме, в которой ее можно интерпретировать различным образом. Задача процесса извлечения состоит в том, чтобы интерпретировать ее в понятной для пользователя форме, представить в форме, пригодной для ввода. Желательно обеспечить возможность автоматического ввода, передать к месту обработки и ввести в средство автоматической обработки, т.е. в вычислительную машину.


2. процесс обработки данных.

Подразумевает преобразование исходных данных, полученных на основе процесса ввода, в форму и состав, позволяющий сделать анализ объектов предметной области, выделить определенный тип информации. Процесс обработки включает также процедуры, преобразующие информацию в форму, пригодную для процесса отображения. В процессе обработки отдельно выделяются задачи организации данного процесса.

3. процесс обмена информацией.

Включает процедуры обмена данными между процессами, происходящими в ИТ. Процесс обмена включает 2 группы процедур – передачи данных и сетевые процедуры. Процедуры передачи данных обеспечивают саму возможность передачи данных по сети, т.е. приведение сигналов, пригодных для передачи. Они включают операции кодирования, декодирования, модуляции, согласования источника и приемника, усиления сигнала. Сетевые процедуры обеспечивают адресацию во внешней сети, группирование информации в пакеты, представление информации в форму, понятной для приложений.

4. процесс накопления информации.

Включает процедуры преобразования данных в форму, обеспечивающую их длительное хранение, а также процедуры извлечения, обновления, актуализации данных. Цель данного процесса – создание такой структуры данных, которая позволяет быстро и неизбыточно накапливать данные и быстро осуществлять их поиск по заданным признакам.

5. представление знаний.

Предполагает получение такой формы информации, которая в наибольшей степени понятна пользователю. Т.к. человек наибольший объем информации получает через органы зрения, то процесс отображения предполагает перевод данных из машинного представления в визуальную форму отображения (текст, структурированный в наиболее удобную и понятную пользователю форму; в растровое изображение (точечное) - рисунок; в векторное изображение). Однако ИТ может использовать звуковые процессы отображения, как в рамках специальных мультимедийных технологий, так и в рамках других технологий для подачи сигнальной информации.

6. получение знаний.

Данный процесс предполагает получение особого типа информации, которую можно использовать не только как справочную, но и как самостоятельный ресурс, способный получать самостоятельные решения. В данном ресурсе объединяются как данные, так и процедуры принятия решений. Т.о. цель процесса получения знаний – формализация накопленных знаний и генерация новых знаний из ранее полученных.

Логический уровень рассмотрения ИТ.

Похожие материалы

Информация о работе