Индивидуалистическое и коллективное общества. Возникновение культуры. Позитивные и негативные аспекты культуры, страница 5

Если бы термостат спросил себя почему он запрограммирован на 68 градусов или почему он запрограммирован быть термостатом, тогда б произошло учение высшего порядка.

Учение второго порядка происходит, когда несовпадения исправляются после того, как проанализированы управляющие изменения, а потом действия.

Именно учение второго порядка контролирует долгосрочную эффективность организации и ее «станцию прибытия».

Такое учение сложное, потому что на некоторое время дестабилизирует когнитивное пространство и пространство межличных представлений, порождая массу переживаний.

Культура как набор базовых представлений определяет:

- на что мы должны обратить внимание;

- в чем состоит смысл тех или других предметов и явлений;

- какой должна быть эмоциональная реакция на то, что происходит;

- какие действия нужно совершать в той или другой ситуации.

Сделав интегрированную систему таких представлений, которую можно назвать картой мира, мы будем чувствовать комфорт с людьми, которые разделяют наши взгляды на мир, и явный дискомфорт в ситуациях, когда будет действовать другая система представлений, потому что мы не будем понимать, что происходит, или, что еще хуже, будем воспринимать искаженно действия других людей и давать им неправильную интерпретацию.

1.  Позитивные и негативные аспекты культуры. Преимуществом является то, что человеческий ум нуждается в когнитивной стабильности и культура уменьшает напряжение.

Недостатками считают такие аспекты.

1.  Сомнение в правильности базового представления всегда вызывает у человека чувство незащищенности  и тревоги. С этой точки зрения коллективные базовые представления, что составляют суть культуры группы, могут рассматриваться как на индивидуальном, так и на групповом уровне как психологические когнитивные защитные механизмы, что обеспечивают функционирование группы.

2.  Работники продолжают «держаться» за «старую» культуру даже тогда, кода она противоречит реальной среде.

Очень важно понимать это в управлении изменениями.

Лидеры могут создать условия, что большим образом влияет на представления работников про то:

- что есть проблемой, как нужно решать проблемы;

- как должна организовываться работа;

- как распространяются полномочия;

-как контролируется работа (контролируют комитеты или индивидуальный контроль);

- существуют  ли  правила  и  процедуры  или  только  контроль за результатами;

- как вознаграждается работа;

- какая степень формализации требуется;

- на какое время вперед делается планирование;

- какая комбинация подчинения и инициативы ожидается от работников;

- имеют ли значение рабочие часы, одежда, личная эксцентричность;

- какой тип людей берут на работу;

- какая   «длина»  и  «высота»  возможных  карьер, их  статус, степень  мобильности, образования;

- какое отношение к риску и ошибкам.

Неосознанные представления часто имеют отношение к фундаментальным аспектам существования:

- природа времени и пространства;

- природа человека и человеческой активности;

- природа истины и способы ее получения;

- правильные взаимоотношения индивида и группы;

- относительная важность работы, семьи и саморазвития;

- получение мужчинами и женщинами своей истинной роли и природа семьи.

Для того чтобы понять культуру группы, нужно выйти на уровень ее базовых представлений и понятий, понять процесс их становления или принятия группой.