Индивидуалистическое и коллективное общества. Возникновение культуры. Позитивные и негативные аспекты культуры, страница 4

Возникновение культуры. Все группы сталкиваются с двумя основными проблемами:

1)  выживанием, ростом и адаптацией к внешним условиям;

2)  интеграцией.

Решая эти проблемы, группа набирается опыта (оптимальное поведение, эмоции) для достижения целей, в процессе этого формируется общее представление про мир – базовые коллективные представления.

Сила коллективных представлений определяется тем, что они начинают действовать поза сознанием. Так как эти представления формировались на основе жизненно практического опыта, группа приписует им определенную ценность.

Эти представления стают «собственными», так как опыт был позитивным, являются самоочевидными и не требуют пересмотрения.

Собственным представлениям надают такого значения, что считают рассмотрение своих или чужих взглядов лишним и несовместимым. Если же группу заставляют их пересматривать, она склонна их защищать, так как связана с ними эмоционально.

Культура – это такие базовые представления, которые группа приобретает в ходе решения проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которых является достаточно для того, чтобы считать их ценными и передавать новым членам группы правильную систему воспринимания и рассмотрения названых проблем.

Равные культуры. Культуру можно анализировать на нескольких уровнях, которые связаны с степеням очевидности культурных явлений для наблюдателя. Эти уровни охватывают как внешние проявления, доступные органам ощущения, так и глубокие подсознательные представления, которые и есть сущностью культуры. Между этими двумя полюсами находятся разные коллективные ценности, нормы и правила поведения, что их используют носители культуры.

1. Артефакты. Они содержат феномены, которые можно увидеть, услышать и ощутить в новой группе с незнакомой культурой. Артефакты включают зрительные продукты группы: архитектуру, язык, технология и продукты деятельности, художественные произведения, стиль одежды, видимое поведение группы и соответствующие организационные процессы.

Особенностью этого уровня есть то, что его легко наблюдать, но трудно истолковать. Понять смысл можно только при одновременном изучении культуры на уровне ценностей и базовых представлений.

2. Ценности, что провозглашаются.  Опыт группы есть отображением чьих-то оригинальных понятий относительно того, чем то, что должно быть, отличается от того, что есть; представления про то, что есть правильным, а что заблуждением, эффективным неэффективным. Индивиды, которые проявляют инициативу и могут сделать определенное влияние на восприятие группой того или другого подхода к решению проблемы, могут в дальнейшем стать лидерами. Но любое предложение в глазах группы есть условной ценностью, пока группа не провела определенные коллективные действия и не увидела результатов. К тому времени у нее не будет общей базы для понимания истинного положения дела.

Если ценности, которые провозглашаются, соответствуют базовым представлениям, то их словесное выражение в форме принципов работы содействует консолидации группы, будучи способом самоидентификации  и выражением сути миссии.

3. Базовые представления. Базовые теории не вызывают сомнения. Для того чтобы овладеть чем-то новым, нужно воскресить, перепроверить и, возможно, изменить кое-какие наиболее стойкие элементы когнитивной структуры.

Этот процесс Арджирис двухцикловым учением, или ломкой основы.