Игровая задача в центральном поле ньютоновского тяготения

Страницы работы

Содержание работы

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет прикладной математики - процессов управления

Салахиева

Марина

Рафиковна

Группа    452__

Практическая работа по дисциплине

«Моделирование социально-экономических систем.»

Тема: «Игровая задача в центральном поле ньютоновского тяготения»

Преподаватель Малафеев О. А.

Санкт-Петербург

2010

Рассматриваются управляемые космические аппараты (КА) с солнечными парусами (СП) на кеплеровских орбитах. Управление полетом КА осуществляется путем изменения угла установки СП относительно солнечных лучей. Будем считать, что в начальный момент времени КА уже выведены на свои орбиты и им задана начальная скорость.

1. Рассмотрим аппроксимирующие многошаговые игры (х0, у0, Т) верхнюю и (х0, у0) нижнюю. Здесь х0, у0 начальные кеплеровские орбиты игроков Е и Р соответственно;  Т-продолжительность игры; δ – разбиение интервала [0, T] на n интервалов.

Игра (х0, у0) протекает следующим образом. На первом шаге в момент t0 = 0 игрок Е находясь в начальной позиции х0, выбирает угол установки СП γх0, t[t0,t1], а игрок Р, зная выбор игрока Е, выбирает угол установки СП γу0, t[t0,t1]. В результате чего в соответствии с динамикой игроки переходят к моменту t1=T/n в состояния х1, у1. На втором шаге в момент t1 игрок Е, зная предыдущие выборы обоих игроков, выбирает угол установки СП γх1, t[t1,t2], а игрок Р, зная сверх того последний выбор игрока Е, выбирает угол установки СП γу1, t[t1,t2], в результате чего игроки переходят к моменту t2 в состояния х2, у2. На последнем n – м шаге в момент Т игра заканчивается и игрок l = P , E получает свой выигрыш : величину Hl(). Hl – непрерывная функция игрока l,  положения КА Е и Р соответственно, на орбите в конечный момент времени Т.

Игра (х0, у0, Т) протекает двойственным образом : очередность игроков на каждом шаге меняется.

Пусть Н(= ρ()

На пространстве позиции игры  введем функцию расстояния следующим образом:

     

 - положения КА Е и Р соответственно, на орбите в момент времени t.

Целью игрока Е является уклонение от игрока Р к моменту окончания игры на максимальное расстояние. Цель игрока Р – максимальное сближение с игроком Е к моменту окончания игры Т.

Позиция игры есть пара f = (fp, fE), где fЕ = (x х ),  fр = (y , γу) , их множество обозначим через F  = Fp×FE, где, в свою очередь, Fp, FE – множества позиций игроков Р и Е соответственно.

Стратегия φрЕ) игрока Р (Е) в игре (.) есть правило, ставящее в соответствие состоянию игры  угол установки СП, а соответственно вектор импульса. Множество всех стратегий Р (Е) обозначим через ФрЕ).

Для решения игры применяем метод динамического программирования. Введем функцию Н0, у0, Т) (для нижней игры). Её значение в точке  (х0, у0, Т) положим равным

Н0, у0, Т) = , где  - конечное положение КА в ситуации выбора пары стратегий р, φЕ) = φ (в конечной точке траектории игры χ(φ) ).

Здесь под траекторией игры понимаем последовательность позиции игры в ситуации φ с начальной позицией f 0.

Справедливы следующие соотношения динамического программирования для функции Н(.) :

Н0, у0, t0) = Н1, у1, t1)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Нi, уi, ti) = Нi+1, уi+1, ti+1)                  (1)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Нn-1, уn-1, T-δ) =

Здесь  область допустимых углов установки СП.

Утверждение1 [1]. В играх ,  при всяких δ существуют ситуации равновесия в чистых стратегиях.

Доказательство. Проводится аналогично доказательству для утверждения 10.5.8 описанному в [1].

Нахождение функции Н(.)  значения игры (.)  и оптимальных стратегий φр, φЕпроводится следующим образом. Сначала находим значение функции Н0, у0, Т) для всех допустимых орбит х0, у0 и значения γу, γх . Затем с помощью соотношений (1) находим значения Н(.) для допустимых состояний z = (х0, у0), γу, γх и т.д.

Процесс заканчивается когда построим все значения функций Н(.), с помощью них и выбранных  γу, γх последовательно вычисляются значения оптимальных управлений игроков.

2. Уравнение движения КА с СП описывается системой дифференциальных уравнений.

где см/сек2гравитационное ускорение Солнца   на орбите Земли; (см/сек2) ускорение аппарата, создаваемое парусом, –расстояние от Солнца до орбиты Земли  =149,6.106км.

Тогда уравнения движения игроков Р и Е задаются следующим образом :

Е :

, , , .

Р :

, .

Задаем начальные положения КА в виде (ρ; θ; Vρ, Vθ).

Е : х0 = (1,6.108; π/4 ; 4; 0,8)

an= 0.12 см/сек2.

P:

y0 = (1,495.108; π/6; 5; 0,2)  

an= 0.22 см/сек2.

T = 287 суток. Интервал времени [0;T] разбиваем на n = 100 частей, δ = 2,87 сут.

Вычисления реализованы с помощью математического пакета MatLab 7.6.0.

Результат нижней игры при указанных параметрах :

1) Расстояние ρ в последний момент времени Т :

ρ= 2.4753.1020км.

2) Выбранные углы (в радианах)

Для Р γу :

0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708    1.5708     1.5708    1.5708    1.5708    1.5708      1.5708   0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854   0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    0.7854    

Похожие материалы

Информация о работе