Методы управления в социальных системах

Страницы работы

Содержание работы

Смирнов Н.В.

Методы управления в социальных системах

ВВЕДЕНИЕ. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Вопросы о предназначении человека и смысле его жизни волновали людей на протяжении всей памятной истории Человечества. Собственно эти вопросы будут центральными на нашем семинаре. Слова «методы управления», вынесенные в заголовок не случайны. Они указывают на две принципиальные позиции, отталкиваясь от которых мы начнем изучение заявленных общих философских проблем. Во-первых, эти слова сразу указывают на нашу активную жизненную позицию и предполагают освоение новых знаний с целью их применения в повседневной жизни. Во-вторых, и это особенно важно, мы постараемся поставить процесс изучения на строго научные рельсы. В итоге это должно позволить участникам семинара постепенно освоить качественно новую культуру не только изучения уже существующих знаний, но и методологию самостоятельного поиска, а в случае необходимости и генерации (создания) новых знаний, для решения самых разных жизненных проблем.

Начать следует с того, что отличает человека разумного (Homo Sapiens) от остальных видов живых организмов. Это, прежде всего, способность накапливать и передавать из поколения в поколение негенетическую информацию. Сюда относятся все наши представления о внешнем мире, которые могут выражаться, фиксироваться и передаваться как в устном народном творчестве, так и на любых материальных носителях (наскальные изображения, книги, живопись, музыка, компьютерные файлы и т.д.). Именно это качество возвышает человека над природой, является объективной первопричиной его субъектной функции (возможности проявлять себя в качестве субъекта).

Важное замечание. Здесь мы выделяем курсивом слово субъект. Это принципиально важный момент для слушателей курса, поскольку первая главная задача при освоении методологии познания – это осознанное формирование терминологического аппарата, позволяющего описывать явления окружающей нас жизни с целью их дальнейшего моделирования, прогнозирования их развития и, как следствие, управления в соответствие с выбранными целями. Везде далее по тексту выделенным курсивом отмечаются именно слова-термины, которые необходимо усваивать особенно старательно, т.к. это необходимое условие успешного усвоения курса.

Итак, что такое субъект? Это одно из достаточно общих философских понятий, объяснить смысл которого можно только через взаимосвязь его с другими понятиями. Для субъекта таким противоположным понятием является объект. Что же описывает связка субъект – объект? Субъект способен влиять на поведение или жизнь объекта, способен сформировать некоторую цель в отношении объекта и попробовать реализовать ее доступными средствами. Так, например, человек, понимая важность некоторых растений для обеспечения себя и своей семьи пищей, может целенаправленно выращивать их. Здесь человек – субъект, растение – объект, плоды растения – цель.

После недолгих размышлений становится ясно, что объектом для человека могут быть любые предметы окружающего мира, включая самого себя (когда человек занимается учебой или спортом) и других людей (когда идет воспитание детей или совместное решение социальных проблем в экономике, политике, науке и т.д.).

Таким образом, три слова субъект – объект – цель, как элементы научной терминологии употребляются только вместе («живут одной семьей»), они просто бессмысленны друг без друга. Поэтому если вы слышите отрывок выступления или читаете фрагмент текста, в котором одно из этих слов употребляется (оглашается) без явного упоминания других, то это вовсе не означает, что их нет рядом, просто они остались в умолчаниях. Пример: хорошо известно выражение «цель оправдывает средства» или «для достижения цели все средства хороши».

Упражнение. Подумайте, где же в этих выражениях спутники слова цель – субъект и объект? Чувствуете ли вы их незримое присутствие? Хотелось ли бы вам быть тем самым объектом, по отношению к которому применяется правило «для достижения цели все средства хороши»? Подобные упражнения очень хорошо способствуют быстрому освоению терминологического аппарата.

Теперь, когда в нашем лексиконе есть минимальный набор терминов-понятий, мы можем постепенно подходить к более конкретной постановке задачи. Для начала заглянем в глубь человеческой истории и подумаем, как возникали первые цели в жизни наших далеких предков?

Ответ лежит на поверхности и достаточно очевиден – выбор объектов и формирование целей в их отношении для первобытного человека был объективно обусловлен необходимостью выживания в условиях дикой природы. Человеку элементарно нужно было: что-то есть; где-то жить, укрываться от непогоды и хищников; залечивать раны и вырабатывать навыки борьбы с болезнями; противостоять агрессивным вторжениям других племен. Объективность здесь состоит в том, что не во власти человека отказаться от решения этих проблем! Другими словами, если бы наши предки не решали эти вопросы, то и вид Homo Sapiens исчез бы с лица Земли. Напрашивающееся сравнение с вымершими динозаврами не вполне корректно опять таки в силу изначального свойства субъектности нашего вида, упомянутого ранее и позволяющего быстро адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды.

Похожие материалы

Информация о работе