Информационная поддержка планирования и учета учебной работы по балльно-рейтинговой системе, страница 4

Если необходимо, может быть выполнена синхронизация с охватывающей базой, в результате которой данные, имеющиеся в базе более высокого уровня иерархии, вносятся в экземпляр первичных данных. Это дает возможность преподавателю, например, учесть накопление рейтинга студентами во время занятий, на которых его заменял другой преподаватель, либо получить данные об уважительных причинах пропусков занятий, либо обновить список студенческой группы по данным деканата. В первичную базу при этом вносятся те изменения, которые появились в охватывающей базе после того, как соответствующие сведения были добавлены в первичную базу. За синхронизацию путем получения данных из охватывающего экземпляра отвечает пользователь рабочего экземпляра базы.

Экземпляр базы, находящийся в информационно-вычислительном центре, используется для размещения текущего рейтинга на сайте института. Он является охватывающим для всех других экземпляров базы и не может быть использован в качестве источника синхронизации ни для какого другого экземпляра.

Схема движения данных между структурными подразделениями приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Потоки данных

Как видно из рисунка 1, каждое подразделение отвечает за набор и поддержку определенных таблиц. Следует выделить несколько этапов работы по поддержанию базы данных в актуальном состоянии: планирование, накопление рейтинга в семестре и обработка данных аттестации в конце семестра.

При планировании деканатом готовится и обновляется список студентов и список академических групп. Одновременно кафедрой в соответствии с приказом о распределении дисциплин готовится таблица учебных дисциплин на предстоящий учебный год. В соответствии с расчетом учебной нагрузки дисциплины и учебные часы по ним распределяются между преподавателями кафедры, причем предусмотрена возможность выделения модулей (по видам занятий или по части семестра) в отдельное учебное поручение. Далее преподаватель, получив свои учебные поручения от кафедры в виде электронного документа, готовит в своем экземпляре базы данных семестровые планы по каждому учебному поручению. Семестровый план предусматривает набор контрольных точек, каждая из которых проводится на определенной неделе семестра и оценивается определенным баллом. Аудиторные занятия также вносятся в семестровый план с указанием их тематики в соответствии с программой дисциплины. На основе этих планов и списков групп формируются ведомости накопленного рейтинга на семестр по каждой группе, в которой этот преподаватель ведет занятия. Ведомости и семестровые планы передаются на кафедру и в деканат для последующего контроля.

В течение семестра преподаватель вносит в ведомости накопленного рейтинга аттестационные записи по каждой контрольной точке и отмечает проведенные аудиторные занятия по всем видам занятий с возможным внесением комментариев. Раз в месяц преподаватель синхронизирует свой экземпляр базы данных с кафедрой и, если это требуется, с деканатом. Кроме того, по ведомостям накопленного рейтинга программа позволяет автоматически сгенерировать отчет о выполненной нагрузке за месяц.

На кафедре и в деканате семестровые планы используются для отслеживания текущих контрольных точек. Автоматически генерируются сводные ведомости рейтинга по каждому студенту. Если контрольная точка по плану должна быть пройдена, а аттестация по ней не выставлена, программа генерирует сообщение для преподавателя или заведующего кафедрой.

В конце семестра формируются ведомости накопленного рейтинга по дисциплине и экзаменационные ведомости для приема зачетов и экзаменов. Каких-либо попыток «автоматизировать» оценку знаний студентов не делается, решение об аттестации студента принимает преподаватель с учетом данных о рейтинге по критериям, установленным в программе дисциплины. Итоговые экзаменационные оценки также вводятся в базу данных и могут быть использованы для автоматизированного формирования отчета об успеваемости за семестр.