Информационная поддержка планирования и учета учебной работы по балльно-рейтинговой системе

Страницы работы

Содержание работы

Каледин В.О., Цветков А.Б.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПЛАНИРОВАНИЯ И УЧЕТА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ

1.  Введение

Важной составляющей организации учебно-воспитательной работы в вузе является семестровое планирование изучения дисциплин и мониторинг успеваемости студентов. Один из подходов к повышению объективности оценки знаний и компетенций студентов состоит во внедрении балльно-рейтинговой системы (БРС) оценки успеваемости [1, 2, 3]. Это, в свою очередь, требует автоматизации планирования и учета учебной работы для обеспечения прозрачности системы промежуточной аттестации, доступности данных о текущей успеваемости для субъектов образовательного процесса.

В настоящее время средства компьютерной поддержки балльно-рейтинговой системы не получили широкого распространения, хотя в ряде вузов предпринималась разработка специализированного программного обеспечения. По-видимому, специфика каждого вуза, особенности принятого в вузе варианта балльно-рейтинговой системы и наличие ранее разработанных программных инструментов планирования и учета должны определять функции программных продуктов, специально разрабатываемых для мониторинга успеваемости, в том числе – учета накопленного рейтинга студентов. В то же время балльно-рейтинговую систему следует рассматривать как промежуточную, которая впоследствии может быть заменена кредитно-зачетной [1, 2], что потребует определенной модификации разрабатываемого программного обеспечения.

Авторами при выработке концепции программного продукта, обеспечивающего информационную поддержку планирования и учета учебной работы, учитывались особенности варианта БРС, внедряемого в Новокузнецком филиале-институте Кемеровского госуниверситета. При этом было принято во внимание наличие сопровождаемых программ, автоматизирующих частные задачи планирования и учета: составление расписаний, расчет учебной нагрузки, а также планируемое внедрение подсистемы «Деканат» для ведения учета данных о студентах. Открытыми оставались вопросы автоматизации планирования учебной работы на уровне кафедр и отдельных преподавателей, а также текущего мониторинга успеваемости студентов с использованием БРС.

2.  Концепция программного средства и его функции

2.1.Анализ информационных потоков при планировании и учете учебной работы

В планировании и контроле учебной работы участвуют следующие субъекты: учебный отдел вуза, деканаты, кафедры (выпускающие и поддерживающие) и преподаватели – ведущие лекторы и ассистенты. Планирование начинается с закрепления за кафедрами всех дисциплин учебных планов каждой специальности на текущий учебный год. Следующий этап планирования состоит в определении объема (в часах) каждого вида учебной работы по каждой дисциплине в соответствии с контингентом студентов и распределении этой нагрузки между преподавателями кафедр, что уже реализовано в программе «Расчет нагрузки».

Остается актуальным вопрос об информатизации дальнейшего этапа планирования – календарного планирования учебной работы в семестре. На этом этапе преподаватель, отвечающий за дисциплину (лектор потока), готовит документ – модульную карту дисциплины, в которой определяются контрольные точки (контрольные и курсовые работы, рефераты, лабораторные работы и т.д.) и рейтинговые баллы, которые могут быть начислены студенту при успешном прохождении данной контрольной точки. Модульная карта является основой для календарного плана изучения дисциплины, который составляется путем «привязки» аудиторных занятий и контрольных точек к расписанию занятий.

Таким образом, учебная нагрузка по дисциплине может делиться по видам (лекции, практические занятия, консультации, руководство курсовыми работами и т.п.) и распределяться между ведущим преподавателем и ассистентами. Такая «порция» нагрузки по одной дисциплине в одном семестре оформляется как учебное поручение и вносится в карту поручений преподавателя. Заметим, что учебное поручение может быть более мелкой единицей, чем обычная запись в карте поручений, поддерживаемая программой «Расчет нагрузки»; необходимость в этом возникает, когда руководство индивидуальной работой студентов одной и той же группы осуществляется многими преподавателями (как это имеет место в курсе научно-исследовательской работы студентов или при дипломировании). Планирование осуществляется «сверху вниз» - от учебного отдела и деканата поступают исходные данные для планирования учебной работы кафедры, далее ведущие преподаватели планируют работу в семестре по дисциплине, эти планы доводятся до ассистентов.

Похожие материалы

Информация о работе