Население и международное право. Понятие гражданства. Категории населения, страница 3

2)  иностранец обязан подчиняться и соблюдать законы страны пребывания, в противном случае он несет ответственность наравне с гражданами страны пребывания;

3)  иностранец обладает правами и свободами, предоставленными государством пребывания в соответствии с его национальным законодательством и обязательствами по международному праву;

4)  массовые высылки иностранцев, законно находящихся на территории государства пребывания, недопустимы. Индивидуальная высылка должна быть обоснована и выполняться только с принятием законного решения;

5)  иностранец имеет право на защиту со стороны своего собственного государства, для чего ему предоставляется свободный доступ в дипломатические и консульские учреждения своей страны.

Важное значение имеет дипломатическая защита, осуществляемая государством в отношении своих граждан. Если гражданам одного государства причинен вред каким-либо учреждением другого государства, за которое оно несет правовую ответственность, то государство, гражданами которого являются лица, понесшие ущерб, может предъявить иск на международном уровне вне зависимости от того, причинен ли ущерб на территории государства-ответчика либо в открытом море, либо в космосе или на ничейной территории.

Естественно, прежде всего, этот вопрос возникает, если иностранец и его имущество находятся на территории какого-либо государства.

В принципе, вопрос об объеме дееспособности иностранцев в пределах территории чужого государства решается внутренним законодательством: государство может вообще не допустить иностранцев на свою территорию либо установить определенные критерии их допуска.

Внутренняя экономическая политика и некоторые аспекты внешней политики могут привести к ограничениям экономической деятельности иностранцев: например, запрещение или регламентация приобретения иностранцами недвижимости, судов, самолетов и т. п., или занятие некоторыми профессиями.

Положения относительно допуска иностранцев, содержащиеся в договорах о дружбе, торговле и мореплавании, ограничиваются ссылками на «публичный порядок», мораль, здоровье и безопасность.

До недавнего времени не вызывало сомнений, что высылка тоже относится к исключительной компетенции государства. Эта точка зрения подверглась серьезной критике по следующим основаниям:

Ø необходима обоснованная причина для высылки иностранцев, в противном случае возникает вопрос о злоупотреблении властью;

Ø принципы гуманности и запрещение геноцида должны поставить вне закона определенные виды массового изгнания и преследования лиц. Высылка, наносящая определенный ущерб государству, граждан которого она касается и которое вынуждено принимать группы лиц без должного уведомления, дает основание для иска о возмещении упущенной выгоды;

Ø высылка лиц, которые в силу своего длительного проживания приобрели прежде всего prima facie (фактическое гражданство) государства пребывания, не относится к области усмотрения, поскольку существование неясности относительно гражданства лица ставит под вопрос самое право на высылку.

Современная практика дипломатической защиты зародилась в конце XIX века, когда исчез особый институт репрессалий, дающий гражданам, понесшим ущерб от иностранцев, неограниченное право «ведения частной войны». В течение ста лет, начиная с 1840 г., было создано более 60 смешанных комиссий по претензиям для разбора споров, возникших в связи с причинением вреда иностранцам. С возникновением ООН ситуация с правовым регулированием положения иностранцев стала понемногу стабилизироваться. Правовая аргументация, выдвигаемая в связи с конкретными вопросами, опиралась на небольшое число общих принципов:

1. Во всех случаях признается, что существует презумпция, согласно которой управление лицами и имуществом, относится к внутренней юрисдикции государства. Известны и давно установившиеся исключения, поддерживаемые обычаем или договором.

Таким образом, территориальная компетенция государства существует, и иностранца допускают по усмотрению суверена на территорию государства как гостя, который в качестве такового обязан подчиняться местному праву юрисдикции. Если же иностранец приобретает домицилий (юридически значимое местожительство), он тем более обязан подчиняться местным требованиям, включая, возможно, обязанность службы в ВС.

2. В случае, когда власти государства причиняют ущерб иностранному гостю в форме, например, грубого обращения, допускаемого полицейскими властями, позиция права ясна: ответственность несет государство пребывания. Однако для того, чтобы собственное государство иностранца могло подать иск, должно быть выполнено одно условие. Сам иностранец должен исчерпать все возможные средства защиты, предоставляемые местными судами (дело в том, что незначительные иски частных лиц лучше разрешаются внутренними судами, и правительства отнюдь не приветствуют умножение числа исков, требующих дипломатического вмешательства). Поэтому для иностранца, в особенности имеющего за границей постоянное местожительство, было бы вполне разумно подчиниться местной системе правосудия.

Куда большие трудности возникают, когда иностранцу наносится ущерб действием или бездействием, казалось бы относящимся к области нормального осуществления власти административными органами.

Наиболее распространены в этой области случаи недостаточной эффективности судебных органов, когда речь идет о действиях, нарушающих законодательство (местное), затрагивающее интересы иностранцев - так называемый «отказ в правосудии». Или случаи проведения общих законодательных мер, не направленных против иностранцев как таковых, но затрагивающих право собственности и пользования имуществом, принадлежащим иностранцам.

Контрольные вопросы

1.  Дайте определение понятия население.

2.  Какая группа вопросов, связанных с положением населения, регулируется международным правом?

3.  Что такое гражданство?

4.  Каков порядок приобретения гражданства?

5.  В каких случаях индивид может утратить гражданство?

6.  Что такое безгражданство и допустимо ли оно с точки зрения международного права?



[1] Броунли Я. Указ. соч. - Т.2.

[2] Там же.