Население и международное право. Понятие гражданства. Категории населения, страница 2

В некотором роде аналогом самостоятельного решения вопроса о гражданстве в международном праве является право экспатриации - добровольного или принудительного выселения за пределы родины, обычно влекущее лишение гражданства.

В п. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека устанавливается, что «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права выбирать гражданство». Существующая практика показывает, что индивид не обладает этим правом, хотя данное положение Декларации и оказывает влияние на толкование международных договоров и внутригосударственных норм.

§ 2. Категории населения

Категория населения, которой необходимо создать определенный статус на территории государства независимо от того, являются ли эти лица апатридами де-юре или де-факто - это беженцы.

Беженцы - это лица, вынужденные покинуть свою страну из-за преследований (от политических до религиозных), военных действий или чрезвычайных обстоятельств.

В 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Устав международной организации по делам беженцев, срок полномочий которой определялся на три года (за это время с проблемой беженцев предполагалось покончить). На сегодняшний день основные функции этой организации перешли к Управлению Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. В 1951 г. была принята Конвенция о статусе беженцев, в соответствии с которой беженцам должен был предоставляться национальный режим в отношении таких прав, как свобода вероисповедания, а режим наибольшего благоприятствования - в отношении работы по найму, права объединения в профсоюзы и др., в области образования и т. д.

Право, касающееся экстрадиции (выдачи) и политического убежища, представляет собой еще одну область, где интересы индивида взаимосвязаны не только с его собственным государством.

В обычных условиях процесс экстрадиции согласуется с дружественной практикой. При этом соблюдаются принципы справедливости и получает признание заинтересованность государства, требующего выдачи лица, нарушившего его законы, в осуществлении юрисдикции. Более того, индивида лишают возможности избежать ответственности за обычные преступления. Однако нормы, предусматривающей выдачу преступника как обязанность, не существует (за исключением военных преступников) и даже при наличии договора о выдаче делается исключение для лиц, обвиняемых в политических преступлениях.

С конца XX века либеральные тенденции благоприятствовали распространению практики предоставления убежища политическим преступникам. Предпринимались попытки создать право убежища вместо имеющегося ныне у государств дискреционного права (то есть права выбора). Всеобщая декларация прав человека провозглашает право «искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем», однако, это право не может быть использовано лицом, которое преследуется за совершение неполитического деяния, противоречащего целям и принципам Устава ООН. Декларация ООН о территориальном убежище 1967 г. указывает право государств отказывать в предоставлении убежища лицам, в отношении которых есть серьезные основания полагать, что они совершили преступления против мира, человечества или военные преступления.

Основные последствия предоставления убежища:

Ø отказ в выдаче данного лица со стороны государства, предоставившего убежище;

Ø защита лица со стороны государства, предоставившего убежище в случае нарушения прав этого лица за рубежом (квазидипломатическая защита);

Ø ответственность государства, предоставившего убежище, за действия лица.

Основные препятствия праву убежища заключаются в трудностях двоякого рода: неопределенность понятия политических преступлений и имеющаяся в рамках военных и политических союзов тенденция отказывать в убежище лицам, которых союзные государства считают политически опасными.

Иностранцы. Правовой режим иностранцев на территориях других государств рассматривался на основе применения к ним двух стандартов.

Стандарт национального режима. Иностранец, согласно этому режиму, мог рассчитывать на равное к себе отношение на основании местного права, так как он подчиняется местным условиям со всеми, вытекающими отсюда, правами и обязанностями.

Общепризнанными считались и определенные сферы неравенства: невозможность пользоваться политическими правами, изъятия из экономической сферы, в некоторых случаях ограниченный доступ в судебные учреждения (может быть отказано в праве пользоваться услугами адвоката, либо внести залог в обеспечение судебных издержек). До 1940 г. стандарт национального режима пользовался очень большой популярностью, которая резко сошла на «нет»[1] с появлением принципа минимального международного стандарта.

Определение Постоянной комиссии по претензиям, учрежденной США и Мексикой выглядит следующим образом: «...правильность правительственных действий должна проверяться сравнением с международными стандартами... Обращение с иностранцами, чтобы составить международное правонарушение, должно выражаться в насилии, недобросовестности, преднамеренном невыполнении обязанностей или в форме необоснованных правительственных мер, столь далеких от международных стандартов, что каждый разумный и беспристрастный  человек признал бы их необоснованность»[2]. Однако опыт латиноамериканских государств побуждает проявлять крайнюю осторожность, оперируя стандартами международного режима. Государство во всех случаях не может избегать ответственности на том основании, что граждане и иностранцы пользовались одинаковым режимом (допустим, внутренние законы предусматривают обязательную стерилизацию), а с другой стороны, применение к иностранцам «международных стандартов» в тех случаях, когда собственное население явно ущемляется в правах, может привести к социальному взрыву.

Попыткой синтезировать концепцию прав человека с принципами, регламентирующими обращение с иностранцами, выразились в Декларации оправах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают 1985 г. основные положения:

1)  государство самостоятельно устанавливает правовой режим для иностранцев, основываясь на своих международных обязательствах, в том числе и по правам человека;