Требования и методика составления комплексов общеразвивающих упражнений в ВУЗе: Методические рекомендации, страница 6

Подготовка и проведение занятия.

При проведении занятий с предметами необходимо:

–  подготовить инвентарь по числу занимающихся;

–  распределить занимающихся на безопасном расстоянии друг от друга;

–  обучить занимающихся основам манипулирования предметами (исходные положения, хваты), ознакомить с физическими свойствами предметов.

Особенности терминологии.

Запись упражнений с предметом от ОРУ без предмета отличается тем, что после указания и.п. и положения ног, указывается положение или способ хвата предмета, а затем вместо указания движений рук, указывается движение предмета.

Пример: и.п. – стойка, ноги врозь, палка на лопатках.

Упражнения со скакалкой.

Данная группа упражнений применяется преимущественно для прыжковых упражнений. Эти упражнения, помимо прыгучести, развивают координационные способности занимающихся, поскольку навык прыжка со скакалкой координационно труден – необходимо научиться согласовывать выпрыгивание, приземление и вращение скакалки. Вначале необходимо скорректировать длину скакалки в соответствии с ростом занимающегося – стоя на середине скакалки подтянуть скакалку до плеч. Если скакалка длиннее или короче, то прыгать будет неудобно. Вот примерные упражнения со скакалкой.

–  прыжки в скакалку, с вращением вперед, назад;

–  прыжки в скакалку, сложенную вдвое, вчетверо (то же в приседе);

–  прыжки с двойным вращением скакалки (во время одного прыжка выполнить два вращения скакалки).

Помимо прыжковых, есть много других упражнений со скакалкой, в том числе на развитие координации и гибкости.

–  вращения скакалки, сложенной вдвое в различных плоскостях (сбоку, над головой, «восьмеркой);

–  «проворачивания» вдвое (втрое и более) сложенной скакалки вперед и назад с прямыми руками;

–  наклоны вперед, скакалка сложена вчетверо за ногами, притянуть туловище к ногам за счет сгибания рук.

Таблица 3

Примерный комплекс ОРУ со скакалкой, с преимущественным воздействием на развитие прыгучести

№ п/п

Содержание

Дозировка

Методические указания

1.

И.п. – стойка, руки перед грудью, скакалка вчетверо.

Ходьба на месте:

1 – руки вверх

2 – руки перед грудью

30 с

Движения рук выполнять

вместе с шагами, спина

прямая

2.

И.п. – о.с, скакалка в двух руках.

Прыжки со скакалкой с вращением

вперед

10-15 раз

Прыжки высокие, в
среднем темпе

3.

То же, с вращением назад

10-15 раз

4.

И.п. – стойка, ноги врозь, скакалка втрое

1-2 – через верх руки назад

3-4 – и.п.

6-8 раз

Скакалку вращать на
уровне пояса

5.

И.п. – стойка, ноги врозь, руки вверх,

скакалка вчетверо

1-3 – наклоны вправо

4 – и.п.

5-7 – то же влево

8 – и.п.

6-8 раз

Наклоны пружинящие,

руки прямые

Продолжение табл. 3.

6.

И.п. – о.с, скакалка вдвое в правой руке.

Круговые движения скакалкой над по-

лом с прыжком через скакалку

8 –10 раз

Прыжки на двух ногах,

приземляться мягко

7.

И.п. – стойка, руки вверх, скакалка вчетверо

1 – наклон к правой

2 – наклон вниз

3 – наклон к левой

4 – и.п.

5-6 раз

Скакалкой коснуться пола

ноги не сгибать

8.

И.п. — присед, руки вверх, скакалка

вдвое.

Прыжки в скакалку

– с вращением вперед

– с вращением назад

По 8-10

раз

в каждую

сторону

Прыжки выполнять под-

ряд, спина прямая

9.

И.п. – стойка, ноги врозь, скакалка вчетверо за спину.

1 – наклон назад, руки назад вверх

2 – и.п.

6-8 раз

Максимально прогнуться,

Руки поднять высоко,

Руки не сгибать

10.

Прыжки в скакалку, с двойным вращением

скакалки вперед

4-5 подходов

В полетной фазе прыжка

дважды прокрутить скакалку

11.

И.п. – стойка, ноги врозь, руки вниз, скакалка вчетверо.

1-2 – подняться на носки, руки вверх,

вдох

3-4 – и.п., выдох

5-6 раз

В медленном темпе.

Восстановить дыхание.

Упражнения с гимнастической палкой

Гимнастическая палка используется как ограничитель движений, уточняющий их направление, амплитуду. В занятиях лечебной физической культурой этот предмет используется очень часто, поскольку с его помощью контролируется положение правильной осанки, этот предмет используется также как опора или ориентир при выполнении упражнений. При описании ОРУ с гимнастической палкой различают две основные группы положений: хватом за оба конца и 25 со свободным концом (концами). Палку можно держать одной или обеими руками. Различают хваты: сверху, снизу, разный хват (одна рука сверху, другая снизу), хват за конец палки, за середину. Положение палки в пространстве может быть горизонтальным, вертикальным и наклонным. При записи ОРУ с гимнастической палкой необходимо правильно и последовательно описывать: а) и.п. тела и хват палки, положение палки, движение тела и палки. Из основных можно выделить следующие положения палки.

Горизонтально: внизу, на груди, впереди, вверх, за головой, на лопатках.

Вертикально: вертикально вперед, заданная рука сверху, вертикально за спиной, заданная рука сверху.

Наклонно: наклонно вперед, наклонно на грудь, наклонно за спиной, заданная рука сверху.

Упражнения с обручем

Упражнения с обручем очень разнообразят урок в целом, а в качестве предмета в для комплекса ОРУ обруч может применяться и как ориентир в движениях, для фиксатора определенных поз и положений тела и его звеньев, и, конечно, упражнения с обручем развивают координацию, точность движений и ловкость. В упражнениях с обручем обязательно указывается положение его плоскости – горизонтальная, фронтальная и боковая – и направление движения – вперед, назад, катом, и др. Также большое значение имеет хват обруча – сверху, снизу. Наиболее распространенными и эффективными упражнениями с обручем являются: