Требования и методика составления комплексов общеразвивающих упражнений в ВУЗе: Методические рекомендации, страница 3

Исходные возможности организма человека определяют возможности движений, из которых составляется упражнение (анатомически возможные движения в суставах – сгибания и разгибания, пронация, супинация, вращения). Сочетаний различных движений в разных суставах можно придумать великое множество, однако, подчас трудностью является именно возможность и необходимость выбора необходимого из многого. В связи с этим, одним из важнейших моментов в процессе конструирования общеразвивающих упражнений является постановка цели, как упражнения, так и всего комплекса (занятия) в целом. Так, целью конкретного упражнения является непосредственное воздействие на ту или иную группу мышц; целью комплекса могут быть развитие заданных физических качеств. Задачи, сопутствующие цели занятиям оздоровительного характера, как правило, связаны с формированием и совершенствованием двигательной функции организма.

Непосредственное конструирование и запись конкретного упражнения можно представить в следующей последовательности:

1. Определить направленность упражнения, во-первых, для каких мышечных групп (для рук, ног, туловища), во-вторых, характер воздействия – для развития силы, на гибкость, на расслабление и т.д.

2. Определить исходное положение.

Из исходных положений в общеразвивающих упражнениях самыми распространенными являются стойки. Этот термин обозначает стойку на ногах, на всей стопе. Основная стойка (о.с.) – наиболее простая из стоек, к названиям других стоек применять термин «основная» неправильно. К другим стойкам относятся: стойка, руки на пояс, стойка, ноги врозь и др.

К исходным положениям относятся также седы, упоры, положения лежа.

3. Указать название движения – поворот, наклон, мах, выпад.

Движения подразделяют на:

–  изолированные (одной частью тела при фиксации остальных), например, мах ногой, поворот головы и др.

–  сочетание изолированных движений в последовательности одно за другим, например, поворот головы вправо – наклон вправо – выпрямиться – и.п.

–  совмещенные движения (одновременное движение различных частей тела), например:

Наклон вперед, руки вниз – и.п.

Как правило, простейшие ОРУ составляются из первых двух групп движений.

4. Указать направление движения (вправо, влево, назад).

5. Распределить движения по счетам. Общепринято строить и выполнять упражнения общеразвивающего характера на 4–8 счетов, каждый из которых фиксирует изменение положения тела, движения рук и ног. При этом каждое упражнение в комплексе нумеруется римской цифрой, а каждый счет в конкретном упражнении – арабской. В каждом упражнении на последний счет наиболее целесообразно вернуться в исходное положение, для удобства повторения упражнения.

6. Указать конечное положение. Как правило, в общеразвивающих упражнениях им является исходное положение, так как упражнение выполняется несколько раз.

6. СОСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

Составляя комплекс общеразвивающих упражнений, необходимо учитывать следующие факторы:

–  возраст и пол занимающихся;

–  имеющиеся отклонения в состоянии здоровья;

–  уровень подготовленности занимающихся;

–  тип занятия, его направленность;

–  определиться в выборе упражнений: подобрать наиболее эффективные, решающие поставленные задачи, рационально распределить упражнения в комплексе.

В связи с этим общие методические рекомендации для составления комплексов общеразвивающих упражнений следующие.

1. При подборе упражнений следует придерживаться определенной последовательности:

а)  Ходьба или бег на месте.

б)  Упражнения типа «потягивание» – выполняются с движениями рук вверх-вниз по большой амплитуде в сочетании с дыханием (руки вверх, вдох, вниз – выдох).

в)  Упражнения для рук: отведения-приведения, махи, круговые движения.

г)  Упражнения для мышц шеи – наклоны, повороты головы без резких движений.

д)  Упражнения для туловища в переднезаднем направлении – наклоны вперед и назад, и упражнения для косых мышц – повороты, наклоны в стороны.

е)  Упражнения для ног – выпады, приседания, махи вперед, назад, в стороны.

ж) Упражнения в положении сидя и лежа – поднимания ног, сгибания рук в упоре лежа.

з)  Упражнения на растягивание.

и) Прыжки, медленный бег и ходьба на месте.

Данная схема является одной из многих типовых схем. Принципиальных различий разные схемы, например, принятые в различных физкультурных «школах» не имеют, различия лишь в очередности применяемых в комплексе упражнений. Так, одни преподаватели предпочитают сначала выполнение упражнений для рук и шеи, другие – упражнения для ног. Подобные схемы во многом условны и однозначных, чересчур строгих требований к порядку построения комплексов нет.

7. ФОРМА ЗАПИСИ КОМПЛЕКСА ОРУ

Комплекс общеразвивающих упражнений, как правило, оформляется следующим образом (табл. 1):

Таблица 1.

Комплекс общеразвивающих упражнений для гигиенической гимнастики

Содержание упражнения

Дозировка

Методические
указания

п/п.

1.

Ходьба на месте

20с

Дыхание произвольное, глубокое. Высоко поднимать ко-

лени. Темп увеличивать постепенно.

2.

И.п. – о.с.

1-2 – шаг вперед левой ногой, руки через стороны вверх

3-4 – и.п.

5-8 – то же другой ногой

6-8 раз

1-2 – вдох, прогнуться

3-4 – выдох

Темп медленный

Продолжение табл. 1.

5.

И.п. – упор сидя сзади, ноги врозь

1 – руки в стороны

2 – наклон вперед

3 – выпрямиться, руки в стороны

4 – и.п.

6-8 раз

Выполнять медленно,

ноги не сгибать.

1, 3 – вдох

2, 4 – выдох

8.

И.п. – упор присев

1 – прыжком упор лежа

2 – согнуть руки

3 – упор лежа

4 – прыжком и.п.

6-8 раз

В пояснице не прогибаться. Темп выполнения средний.

Здесь и далее приведена традиционная, но не единственная форма записи комплекса. Например, для того, чтобы более точно было записано упражнение, можно отдельно выделить графу «исходное положение», что мы и предлагаем студентам при выполнении собственного комплекса упражнений (см. пункт «Порядок подготовки комплекса ОРУ и рекомендации по его проведению с группой»).