Философская система Гегеля: тождество бытия и мышления. Антропологический материализм Фейербаха. Основные идеи и эволюция философии Марксизма

Страницы работы

Содержание работы

20. Философская система Гегеля: тождество бытия и мышления

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1837)

Эпоха, схваченная в мысли. Объективный идеалист. Закончил Гюбенгерский университет (там учатся Гете, Шеллинг). Не смотря на то, что там учились такие талантливые люди, преподы там были не демократы.

Первая философская работа в теологическом свете – «Жизнь Иисуса». Выступает глашатаем философии Канта. Только на рубеже веков Гегель обращается к философии – «Различия между системой философии Фихте и Шеллинга». «Феноменология духа» - т.е. явление духа – названо тайным истоком всей философии Гегеля; учение об истории человеческого духа – единство индивидуального познания и духовного развития человека

 Из личных качеств: не лишен снобизма, ценил свой труд. Гегель – четкий рационалист: логики, разум, система. Истина существует не в художественном творчестве, как у Шеллинга, а в системе, проникнутой логикой.

Следующая работа – «Наука логики». Само название очень показательно, так как логика занимает значительное место, так как предметом логики является то духовное начало, которое Гегель кладет в основу философской системы – это понятие абсолютной идеи.

Задача Гегеля – показать пути самопознания абсолютной идеи. То есть Гегель пытался развернуть первое исходное положение абсолютной идеи, а затем показать пути ее насыщения, процесс самопознания. Абсолютная идея разворачивает себя через категории, которые составляют основу действительности. Что-то можно сформулировать как тождество бытия и мышления (совпадения бытия и мышления). Логика - основа действительности, а то, как идет самопознание соответствует логике. Действительность – сфера приложения логики.

Гегель выстраивает систему категорий, которая дает возможность познать мир как единое целое и в отдельности. Субординация категорий, т. е. движение от абстрактного (не полного, не содержательного) к конкретному (развернуто, полно).

Логика

Гегель рассматривает соотношение логического и исторического: логическое – развитие познания, а историческое – развитие самого объекта, то есть что-то внешнее по отношению к человеку.

Тут Гегель впервые разрабатывает законы диалектики. Диалектика – это наука о развитии, динамичности мира. Основные элементы диалектики: принципы, законы, категории.

Законы диалектики:

1.  единства и борьбы противоположностей, вскрывающий источник развития

2.  закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, вскрывает механизм развития

3.  отрицание отрицания – показывает направленность развития

Принципы – ведущие положения

·  развитие – переход от простого к сложному, направленное вперед движение

·  всеобщие связи и взаимодействия

Законы – устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями и процессами.

Категории– наиболее фундаментальные понятия (например, причина и следствие, содержание и форма)

Гегель исследует процесс логического мышления, анализирует понятие, суждение, умозаключение.

Колоссальное значение Гегель относит понятию истины. Истина – это развивающееся знание, истина выступает как процесс. Истина – единство теории и практики, поэтому она не одна и она развивается. Чистые логические основы составляют основу. Система триад: тезис – антитезис - синтез. Тезис – чистые логические сущности, где идея находит многие сущностные характеристики. Антитезис – инобытие идей.

Философия природы

Назначение природы – подготовить появление сознания. Природа не развивается во времени….косное, инертное начало, поэтому она не логична; случайности, а не законы часто имеют место. Природа стремится к организации, хотя принцип развития в ней не срабатывает. Природа не может дать идее подлинных, глубинных характеристик.

Философия духа

Синтез – философия духа, анализ человеческого общества, индивидуального сознания, разработка учений об индивидуальном сознании, рассматривает историю развития общества (различные формы общественного сознания: религию, право).

Дух не равен идее, так как дух прошел все стадии от абсолютной идеи к абсолютному духу. Дух – возвращение идеи к самой себе. Учение об объективном духе – история общества. История, по Гегелю, появляется с возникновением государства, а Мировой Дух начинает свое воплощение в прусской монархии. Религия – проявление абсолютного духа, но лишь созерцание бога, учение о божественном.

Гегель пишет энциклопедию философских наук: логика, философия природы, философия духа, феноменология духа.

Вопрос №21. Антропологический материализм Фейербаха

Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) слушал лекции Гегеля, но сразу с ним расходится. Гегель вообще ему не симпатизировал. Изначально становится на материалистическую основу, поэтому идеализм Гегеля кажется ему не значительным. Фейербах стал основоположником антропологического материализма.

К середине 30-х Ф. Уже сформировался и дальше не рос. А в конце жизни вообще вступил в соц-демократическую партию, поэтому можно сказать, что его философия подвержена влиянию требованиям этой партии. А партия требовала естественных прав: ликвидировать отчуждение и адекватно представит сущность самого человека (ну и простенькие права…типа на жизнь). Для Ф. Важно было прекратить отчуждение человека во всех формах («Мысли о смерти и бессмертии» – основная черта философии).

Ф. Первым попытался приблизиться к философскому пониманию антропологии. Изучал соотношение человеческих начал: я и ты. Считал, что реальное чувственное бытие есть истина. Необходимо исходить от реальных ощущений индивида. Исходная точка его философии – ЧЕЛОВЕК.

Вообще термин антропология вводит Аристотель: «совокупность знаний о духовной стороне человеческого существа». В 19-20 веках – учение о физическом строении человека.

Человек есть единство эмоционального и рационального(2-я половина 20 века). Ф. Приближается к философии антропологии. Человек, по Ф., становится личностью лишь при общении с другими особями.  Соотношение двух целых, двух понятий: «Я» и «ТЫ».

Ф. Сводит философию к человеку, его субъективному, личностному началу.

Человек – социальное существо. Акцентирует отношение индивидуального, личного порядка: семейные, брачные, сексуальные…Общественные отношения для Ф. – только нравственные и этические, в которых ведущим началом выступает любовь. Любовь – онтологическое (учение об основных принципах мироздания) доказательство объективности мира. На место любви к Богу – любовь к человеку. Половые отношения – первичные нравственные отношения. Ф. – атеист, но провозглашает «возлюби ближнего своего». Природное начало – внешнее проявление бытия. Человек и его сознание – эволюционный путь природного начала.

Сущность антропологического материализма Ф. – гуманистическое звучание его философской системы. Любовь может стать единственным смыслом бытия. Характерен переход от классической философии (догмативность, опора на ведущий принцип монистической теории) к неоклассическим типам философствования (один аспект человеческого бытия, один раздел).

Билет №22  Основные идеи и эволюция философии Марксизма

Карл Маркс (1818-1883).  Родился (Трире)  в зажиточной семье еврейских раввинов, принявших христианство. От отца унаследовал искусство красноречия. Способен к математике и языкам. Находился под влиянием Вольтера, Руссо, то есть социальным мыслителям. 35г. – Боннский университет. Приобщается к философии Гегеля, изучает его «Философию права». Можно сказать, что Маркс – Гегель, поданный на материалистической платформе.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
71 Kb
Скачали:
0