Схоластика (Ответ на экзаменационный вопрос)

Страницы работы

Содержание работы

Схоластика (вопрос №9)

Введение к этому вопросу нужно посмотреть в вопросе № 8 (Патристика)

С 8-9 в. возникает второй этап ср. философии – схоластика – «Школьная философия». Школы возникают в основном при монастырях в этот период, поэтому «Шк. ф.». В позднем ср. возникают университеты, первый – в Салерно, потом в Неаполе и т.д. Для схоласт. учебных центров были характерны диспуты как форма обучения. Экзамены на звания, т.е. необходимая подготовка кадров в диспутах. В ср. схоласт – человек начитанный, много знающий, цитатник.

Схоласт. диспут – это был диспут, на кот. спорящие ни чем не пользовались, все должны были знать наизусть (цитаты, последовательность, док-ва и др.)

Делались док-ва бытия Божьего, вопросы о том, сколько чертей могут поместиться на кончике силы. Апафатика – док-во от противного. Были споры о том, как себя сохранить духовно и физически. Ср. и ср. диспуты имеют колоссальный резонанс и плюс – все эти диспуты помогали оттачивать и сохранить понятийный аппарат и пестовали технику док-ва и аргументации. Ср. ф. разрабатывает много проблем методологического порядка – в философии, языкознании, в развитии логики, естествознание.


Это есть ответ на вопрос №11: реализм и номинализм как течение средневековой философии ( + нужно рассказать про само средневековье (вопрос № 8 (Патристика)))

Многие параметры всего мира завуалированы, невидимы, скрыты. Раймунд Луллий – путешественник (алхимия) был близок и нахождению фил. камня (эликсира жизни), пытался механически смоделировать механизм логического мышления. Занятия алхимией в позднем ср. были сопряжены с проблемами реализма и номинализма. Спор реализма и номинализма – спор о понятиях. Представители р. говорили о том, что реально (изначально) сущ. общие (универсальные) понятия, кот. носят абсолютный, безусловный характер. Вначале идет сущность, т.е. она исходна и первична. В ср. универсалиями был все, что сопряжено с Богом. Представители номинализма говорили о том, что изначально нужно отталкиваться от существующего, от конкретных предметов и явлений. Сущность не изначальна, Конкретные предметы и явления исходны. Это как бы продолжение линии Платона, матер. линии Аристотеля. Этот спор занимал мысли почти всех представителей схоластики.

Представители реализма: Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский.

Представители номинализма: Иоанн Расцелин, Дунс Скот. Для позд. схоластики ирландские богословы сделали очень много (Дунс).

Фома Аквинский. Родился в знатной семье. Автор работ «Сумма теологий», «Сумма против язычников». В основе его онтологии – антитеза. Он говорит, что в основе всего потенциальное (материя) и актуальное (духовные силы, дух). Акцент ставится на актуальное. Среди мыслителей ср. выделился Раймунд  Луллий. Он хорошо знаком  с алхимией, приблизился к решению загадки о фил. камне. В ср. очень большое развитие получила логика. Р.Л. сделал попытку формализации и механического моделирования логического мышления. Стремление отточить понятия положило начало идеи очищающих принципов (Р.Л. – его принцип). Позднее ср. делает много в плане образования: ср. выпестовало корпоративные принципы организации профессиональной деятельности: экзамены на звания, опубликование рукописных журналов.

Умберто Эко – автор 3 произведений. Одно из них «Имя розы».

Ср. - расцвет духовности для Европы. Также большой вклад в развитие философии сделали ирландские монахи (Аккуин). Но лидирующее положение в позднем средневековье принадлежало евреям и арабо-язычным народам: Ибн Сина (родом из таджиков), Албфараби и др.

Евреи: Ибн Эзра и Моисей Моймонит (кот. модифицировал Тору – еврейское священное писание).  

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
29 Kb
Скачали:
0