Фрэнсис Бэкон: учение об идолах и основные черты его методологии. Круг философских проблем эпохи Просвещения. Основные положения гносеологии Канта

Страницы работы

Содержание работы

16. Фрэнсис Бэкон: учение об идолах и основные черты его методологии.

Ф.Б.- представитель Эмпиризма. «Новая» философия была во многом ориентирована на науку, т.е. на опытное освоение мира, эксперимент. Ф.Б. говорит, что чтобы взглянуть на природу глазами знания («Знание- сила»), нужно очистить наш затуманенный разум. Он пишет работу «Новый Органон». Там Б. Разрабатывает теорию идолов: заблуждение, призрак, который мешает нам в исследовательской деятельности. Некоторые из призраков укоренены в нашем сознании, и от них необходимо избавиться.

1.  Идол Рода.

По Б., Идол Рода – искажения, проистекающие от соотнесения окружающего с человеком, мнимые подобия, которые возникают в сознании человека и который стремится их распространить на мир (например, полоски на Марсе, которые считаются каналами и, следовательно, ставят вопрос о существовании жизни).

  1. Идол Пещеры.

Это искажения за счет индивидуальных особенностей: привычки, среда, воспитание, психологические особенности человека. «Не важно, что ты хотел сказать, важно, как тебя поняли».

  1. Идол Рынка.

Искажения за счет нелепых штампов словоупотребления, плохого категориального аппарата, плохого языка, искажений языка. Т.о. Б. Призывает следить за языком.

  1. Идол театра.

По Б., это самый жестокий идол, который проистекает из надуманных теорий, раздутых авторитетов, неверных доказательств.

Все моменты привели к тому, что Декарт сказал: « Мы с веруланцем дополняем друг друга». Ф.Б. призывал опираться метод индукции – от частного к общему.

17. Круг философских проблем эпохи Просвещения

Это время, когда «свет разума должен озарить все уголки человеческого бытия». Просвещения в чистом виде нигде нет, оно носит национальный характер. Философствование просветительского типа было кратковременным. Эпоха проходит под флагом борьбы с феодализмом. Появляются идеалы равенства, братства.

Антиклерикальная направленность, вера в науку, в законы природы, в неограниченный прогресс. Оптимистическое мироощущение – преодоление всех форм несвободы за счет морального совершенствования. Иеремия Бентам развил идею унитаризма, когда этика становится прикладной наукой с точки зрения пользы.

Французское (получило наибольшее развитие и полноту) и немецкое (вводная ступень к немецкой философии) просвещение.

Во Франции есть ряд философских направлений:

1.Французский материализм (механистический или метафизический материализм). Представители: Ламитри(?), Гольбах, Гельвеций, Дидро(инициатор создания французской энциклопедии). Все они рассматривали проблему сознания, создавали этические и эстетические разработки.

2.Идеализм . Представители: Де’ Ламбер, Вольтер.

3.Антиклерикальное направление. Вольтер («Церковь – это та гадина, которую нужно раздавить»), Монтескье, Руссо (достаточно сильно отличался от просветительства, т.к. выносил за рамки оптимизма). Во второй половине 18 в. Руссо пишет работу, в которой предупреждает о «язвах» грядущей цивилизации: все не так уж и хорошо. Руссо говорит, что человек скоро станет придатком техники. Руссо – автор «Исповеди». Он был большим авторитетом для Канта.

Немецкое Просвещение.

Существует значительная разница между немецким и французским направлениями. Франция готовилась к революции, Германия же во второй половине 18 в. была «спящим» государством, которое как бы боялось проснуться. Спецификой немецкого Просвещения была борьба за национальное объединение с единым правовым порядком (Германия была раздроблена: около 360 княжеств).

Они тихо подготовили и совершили революцию в умах, в сознании. Это было сделано не только немецкими философами, но и немецкими литераторами (Шиллер, Лессинг, Гете), решавшими, что нужно формировать в человеке справедливом. Т.о. стала проблема собственного «я». У немцев она решалась воспитанием человека через разум, а только потом – через чувства.

Развивалось естественно научное направление (Гердер, братья Гумбольт)

1679-1754 Кристиан Вольт, последователь Лейбница, сторонник концепции рационализма, основоположник немецкого Просвещения.

Эммануил Кант – основоположник немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

Основы Классической философии:

  1. Установка на то, что есть принципы, которым необходимо следовать.
  2. Положение об убеждении и принципиальной способности к познанию.
  3. Разработка многих разделов философии на основе единого принципа (манистические принципы).
  4. Выходит к человеку, к значимости его разума.

Первым эти принципы ввел Кант. Эммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в Кенингсберге в семье кожевника. Умер 12 февраля 1804 года там же. Кант внес значительный вклад в гносеологию, этику и эстетику. Прожил очень своеобразную жизнь. Родился слабым ребенком, во второй половине своей жизни стал вести размеренный образ жизни, подчиненный строгому режиму. не было ни жены, ни детей.

Его творчество делится на 2 периода: 1) до критический; 2) критический.

1. До критический период – время до 70-х гг., когда Кант известен как ученый-естествоиспытатель. Он пишет "Всеобщие естественные истории" и "Теории неба" (о происхождении вселенной, известна как "теория Канта-Лапласа"). Работы посвящены классификации животных, изучению приливов и отливов, о движении и покое, о происхождении рас.

2. Критический период связан с тем, что Кант пишет 3 работы, начинающиеся со слова "критика" (работы по гносеологии, этике и эстетике). Критика – это уяснение основ той или иной концепции, теории или положения. "Критика чистого разума" посвящена гносеологии, "Критика способности суждения" – эстетике, "Критика практического разума" – этике.

18.Основные положения гносеологии Канта.

Кант начинает свое философское исследование с гносеологии. Он разрабатывает принципиально новую теорию познания: основной гносеологический вопрос – о субъекте и объекте познания. Для всей немецкой философии характерна активность познающего субъекта. Кант различает: 1) трансцендентальное (то, что существует в познании) и 2) трансцендентное (то, что существует вне познания).

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
50 Kb
Скачали:
0