Теоретическая этика и практическая нравственная жизнь. Декалог. Заповеди о невозможности произносить имя Божие всуе и о памятовании дня субботнего

Страницы работы

Фрагмент текста работы

возможно допустимой моделью и личностной жизни, и поведения, и осознания ценностей.   Это   тоже   станет   предметом  нашего разговора.

Вопрос: Какой литературой пользоваться?

Ответ: Учебника для  экзамена  нет,  да  и  вообще  такой литературы, какой-то   одной  книги,  нет.  Книги  19  века  в основном списывались ректорами духовны семинароий и  академий, которым поручалось  читать  курс нравственного богословия.  Но поскольку они   были   заняты   ректорской   деятельностью   и готовились, будучи    архимандритами,    принять    на    себя арзхиерейскую панагию,  так что им  было  не  до  того,  чтобы составлять серьезные   собственные   курсы.   Они   либо  сами переводили, либо заставляли кого-то переводить соответствующие курсы -  в  основном  протестантские.  Некоторые  такие  курсы довольно полные,  но скучные,  даже нудные,  кроме нескольких, которые слишком высокие.

Курс о.Платона,  сравнительно недавно написанный, неплох, но то,  что  я  буду  читать,  лишь  частично совпадает с ним, потому что в этом  курсе  гораздо  больше  внимания  уделяется психологии   и   антропологии,   чем  собственно  нравственным проблемам.

То есть   существует   литература   по  многим  вопросам, относящимся к  нравственному  самосознанию   христианина,   но полного учебника нет.

24.01.96.

nrav-2  txt

Л Е К Ц И Я  2

Если мы начнем с того,  что является предметом этики,  то сразу запнемся.  И  даже  не  потому,  что не очень ясно,  что является предметом этики (это как раз более  или  менее  ясно, хотя бы интуитивно),  а потому, что само слово "этика" вызовет при внимательном   отношении   некоторый    внутренний    знак препинания.

Вот говорят:  некий человек (Петя Иванов) - гад.  Или  не вообще гад, а в некотором конкретном случае, потому что в этом случае поступил неэтично.  Но с чьей позиции Петя Иванов  гад?

Либо с  позиции  некоего  целого  слоя,  либо с позиции просто группы друзей, причем эта группа может быть  соединена  любыми узами - например,  узами разбойничьей шайки, и тогда остальные разбойники скажут:  Петя Иванов - гад  чистый,  потому  что  и дальше его   неэтичный   поступок  оценивается  исходя  из  их представлений об этике ("заложил,  гад"). А далее о любом Пете

Иванове с  любых  нравственных  позиций  можно  будет  сказать что-нибудь. Но суть дела будет в одном:  речь идет о  поступке или, иначе  говоря,  о  жизни.  И  значит  этика будет если не обнимать, то пронизывать весь строй жизни.  Сейчас мы  говорим априорно "строй жизни",  но при этом,  я думаю,  каждый из вас более или менее догадывается,  что так оно и есть. А далее это будет  не  так  уж и сложно показать - что и правда весь строй жизни.

Короче говоря,  окажется,  что этика, или нравственность, есть определенные  принципы  жизни.  Петя  Иванов   (или   Ира

Бессмертная, или  кто угодно еще) идет к таинству Покаяния,  и на душе скребут кошки.  Об этом больше  никто  не  знает.  Или наоборот: на  душе  ничего  не скребет,  и я знаю,  что сейчас приду, головку склоню,  на мою головку ляжет епитрахиль,  и  я отойду. Но  как  это  скрежетание  кошек  на моей душе,  так и полное равнодушие - это все равно является типом  переживания, причем таким,  который имеет очень специфическое устройство по содержанию.

Конечно, его  можно будет без особого труда рассматривать и психологически,  но такое рассмотрение этого переживания для любого более  или  менее понимающего человека даст возможность увидеть, что чего-то тут маловато и что это не главное.  Можно это переживание   рассматривать   с  подхода,  близкого  чисто психологическому, а именно  с  позиции  нарушения  нормального устройства души (если признать,  что здесь существует какая-то норма). Тогда это будет  рассмотрение  переживания  с  позиций психиатрических (по   крайней   мере   так   называемой  малой психиатрии - психопатии,  неврозы и т.п.).  Но и  тогда  мы  в лучшем случае,   даже   если   будем   понимать   мотивы  этих переживаний и оценивать их в соответствии или несоответствии с теми  мотивами,  которые  предлагаются  некоей  статистической психической нормой   и   сможем   довольно    точно    описать содержательно и  структурно  суть этого переживания,  - мы все равно останемся не удовлетворены.  Потому что главное  или  во всяком случае   очень  ценное  и  важное  в  этом  переживании отсутствует.

Так можно перебрать  еще несколько разных подходов,  пока наконец мы случайно (а  на  самом  деле,  конечно,  совсем  не случсайно) не  набредем  на тот самый смысл,  который даст нам возможность осознать и принять это переживание как главное,  в его главном значении.  И тогда-то мы,  формулируя, скажем: это есть нравственное переживание.  Таким  образом,  иду  ли  я  к

Покаянию с тем, что меня грызет изнутри, или иду равнодушен, это все равно будет  тип  нравственного  переживания,  который может быть    увиден,   рассмотрен   и   оценен   нравственно.

Нравственность, или этика,  оказывается,  включает в себя весь круг вопросов,  связанных  с  жизнью  любой личности,  которая имеет определенное содержание. Это содержание можно определить довольно просто,  хотя  в реальности это и не будет просто,  а именно: переживание любого поступка, внешнего или внутреннего

Похожие материалы

Информация о работе