Рабочая программа по дисциплине «Основы менеджмента» (Экзаменационные вопросы. Рекомендуемые темы курсовых работ)

Страницы работы

Содержание работы

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. зав. каф. «ЭУИ»

Ляшко Ф.Е.

_________________________

(подпись)

«___»_______________200__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»

Содержание курса

Раздел 1. Общая теория управления.

Тема 1. Природа управления.Управление как вид деятельности и как область знаний. Значение управления в жизни человека и общества.  Субъект и объект управления. Информационная сущность управления. Место управления в общественном сознании и хозяйственной практике, его значение  для рыночной экономики

Тема 2. Закономерности управления различными системами. Представления о закономерностях управления. Универсальность фундаментальных принципов управления. Понятие обратной связи. Особенности процессов управления в естественных, технических, социальных и экономических системах. Управление в саморазвивающихся системах.

Тема 3. Управление социально-экономическими системами (организациями).         Представление о социально-экономической системе. Сфера потребления и сфера производства. Сущность и роль организации в сфере производства. Организация как объект управления. Управление и менеджмент Направления управленческой деятельности в деловой организации. Связь между управлением и другими видами деятельности в социально-экономической системе (организации).

Раздел 2. Методологические основы менеджмента.

Тема 4. Инфраструктура менеджмента. Структура менеджмента как системы знаний. Идеология менеджмента, среда менеджмента, теоретическая база менеджмента. Менеджмент как наука, как искусство, как процесс, как орган управления.

Тема 5. Обстоятельства возникновения и развития менеджмента. Развитие представлений о собственности и её функциях: владения, пользования и распоряжения. Отделение функции распоряжения от других функций собственности на определённой стадии социально-экономического развития общества.  Причины отделения функции распоряжения. Возникновение института менеджеров, как следствие обособления управленческих функций. Роль управляющих в истории российской экономики.

Тема 6. Социальные и этические аспекты менеджмента. Первичность культуры как базисной категории в системе общечеловеческих ценностей. Культура, нравственность, экономика. Влияние культуры на характер и эффективность экономических отношений. Профессиональная культура менеджера. Этика и этические нормы рынка.  Менеджмент, ориентированный на систему моральных ценностей. Проблемы формирования цивилизованного рынка. Нравственный облик менеджера в современных условиях.

Раздел 3. История менеджмента

Тема 7. Управленческая деятельность в древности и исторические тенденции её развития. Зарождение и формирование идей об управлении в различных областях деятельности.  Управление хозяйственной деятельностью в древности. Управленческие революции и их связь с развитием производственных отношений. Развитие взглядов на управление и их связь с научно-техническим прогрессом.

Тема 8. Этапы и школы в истории менеджмента. Эволюция управленческой мысли в 20-м веке. Формирование классических школ управленческого рационализма. Содержание и основные положения школы научного управления. Управленческие принципы Тейлора и их развитие Фордом. Тейлоризм как социально-экономическое явление. Формирование классической (административной) школы управления. Возникновение и развитие школы человеческих отношений. Взгляды на управление в 50-х - 60-х годах. Менеджмент в конце двадцатого века.

Тема 9. Национальные модели менеджмента. Влияние особенностей национальных культур на развитие теории и практики управления. Характеристика американской модели менеджмента. Особенности японской модели менеджмента. Сущность западно-европейской модели менеджмента. Российский менеджмент: история, состояние и проблемы.

Тема 10. Современная управленческая парадигма и перспективы менеджмента. Преодоление ограниченности управленческого рационализма классических школ менеджмента. Развитие кибернетических представлений. Возрастание значения факторов внешней среды.  Влияние научно-технического прогресса на содержание управленческой деятельности. Системный подход в управлении. Развитие гуманитарных аспектов управления, возрастание социальной ответственности менеджмента, ориентация на систему ценностей при формировании целей менеджмента.

Раздел 4. Основные функции менеджмента

Тема 11. Природа и состав функций менеджмента. Понятие «функция управления», определение и характеристика его роли в системе понятий менеджмента. Классификация функций менеджмента. Основные (общие) функции менеджмента. Социально-психологические функции менеджмента. Технологические функции менеджмента. Представления о содержательных и ролевых функциях в менеджменте.

Похожие материалы

Информация о работе