Принципы организационно-технологического проектирования гибких производственных систем, страница 3

Существует три основных принципа организации потоков заготовок: тип а - с одним транспортным устройством (рис. 9.6, а), тип в - с несколькими транспортными устройствами (рис. 9.6, б), тип с - с непрерывно движущимся конвейером (рис. 9.6,в). На рис. 9.7 вариант I соответствует децентрализованному накапливанию заготовок (комплектующих), вариант II - комбинированному, а стрелки указывают соответственно входной и выходной материальные потоки в систему.

На рис. 9.7 представлено относительное расположение существующих систем по частоте использования различных принципов организации потока заготовок совместно с принципом их накапливания. Из рисунка видно, что наибольшее распространение при изготовлении деталей типа тел вращения получили системы с несколькими транспортными средствами и децентрализованными накопителями (вариант I), а для корпусных деталей - системы с одним транспортным средством или конвейером и децентрализованным накапливанием.

Транспортные средства, используемые в ГПС, подразделяются на системы с однородными транспортными средствами и системы с комбинированными транспортными средствами. На основании анализа систем в ГПС, созданных после 1976 г., установлено, что традиционными устройствами транспортирования являются рольганги (33% систем), рельсовые тележки (33% систем), индуктивно-управляемые тележки (11% систем); при этом рельсовые тележки применяют в основном в системах с длительным циклом обработки, т.е. для систем обработки корпусных деталей. Широкое распространение рольгангов объясняется их экономичностью, так как при использовании не требуется затрачивать энергию на перемещение материалов. Кроме того, рольганги обеспечивают высокую надежность транспортных связей, просты в изготовлении, дешевы и могут быть выполнены на базе конвейерного оборудования, применяемого в промышленности.

Все большее значение в создании транспортных систем отводится транспортным роботам, которые обладают по сравнению с другими средствами малогабаритностью  подвижного состава, автономностью и другими преимуществами. На рис. 9.8 приведена классификация подобных систем.

Рис. 9.7. Относительное распределение ГПС по принципам организации движения потоков заготовок

Рис. 9.8. Классификация транспортных средств ГПС

В последнее время получили распространение безрельсовые автоматические тележки, что связано с простотой создания новых транспортных путей и широкой гаммой устройств автоматизации погрузочно-разгрузочных операций. К таким устройствам относятся: автоматическая тележка "Электроника", тележка с манипулятором типа МП-12Т, разработанные в ЦНИИ РТК.

Другим широко применяемым в промышленности классом транспортных роботов являются монорельсовые транспортные роботы или тельферные автоматические манипуляторы, состоящие из опорной системы - колонн и монорельса - и собственно манипулятора - каретки и руки с захватом. Использование монорельсовых роботов обеспечивает экономию производственных площадей и возможность организации транспортирования материалов поверху, что исключает помехи в работе напольных транспортных систем.

Рассмотрим основные принципы организации транспортной сети ГПС. По принципу организации грузопотоков выделяют транспортные системы: с прямой трассой обслуживания (рис. 9.9, а), с замкнутой трассой обслуживания (рис. 9.9, б), с разветвленной трассой (рис. 9.9, в), с трассой матричного типа (рис. 9.9, г).

Рис. 9.9. Транспортные системы ГПС: а - с прямой трассой обслуживания; б - с замкнутой трассой обслуживания; в - с разветвленной трассой; г - с трассой матричного типа.