Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Основные разделы философии. Философия и наука. Становление и основные школы Древнеиндийской философии. Условия формирования, этапы развития и основные проблемы античной философии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

жизненные принципы человека (те основные правила, которые он усвоил и придерживается в отношении с другими людьми (нормы морали);- основные жизненные идеалы человека (некие образцы, выступают в виде целей из-за которых человек свою жизнь, свои отношения с людьми).

Основная функции мировоззрения: ориентационная (помогает человеку выбрать и сформировать основные жизненные программы (передаются через гены только питание, размножение, безопасность, а должен освоить социальные программы (идеалы, профессия))).

Необходимость мировоззрения обусловлена необходимостью решать вопрос о смысле жизни. Человек, в отличии от животных, не имеет врожденных программ поведения и он один осознает конечность своей жизни => стремится её спланировать => выбирает программы. В этом помогает мировоззрение.

3.Философия – теоретическая форма рационального мировоззрения (не обыденное).

Философия начинается с сомнения в очевидных вещах. Философия может существовать только в демократическом обществе.

Философия – наука о наиболее общих закономерностях развития мира (природа, общество, мышление).

II. Культура – совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком.

И материальные, и духовные ценности имеют в своем составе и материальные, и духовные составляющие.

Материальные ценности служат для удовлетворения материальных потребностей (есть, пить, одеваться). Духовные – для духовных (информация, знания...)

Наука: мир à природа (естественные)|общество (социальные)

5. Основные разделы философии

Онтология – учение о бытии мира в целом: что такое жизнь? Из чего он состоит?  Мир состоит из 2 реальностей (материальной и духовной). Материальная – все то, что человек может увидеть, с чем может иметь контакт. Духовная реальность – сознание (психика) человека, которую нельзя взвесить, разделить и т.д. Она не осязается напрямую.

1.       - философы-материалисты считают, что все в мире появляется в результате саморазвития природы и действия естественных причин

ü  -единственной духовной реальностью в мире является человеческое сознание

ü  -считают, что духовного без материального не существует

2.        - философы-идеалисты считают, что первооснова – духовное начало,

ü  объективные – в начале духовного первоначала выступает духовная реальность, которая первична по отношению к миру в целом (религия, но это не философия),

ü  субъективные исходят из того, что определяющей реальностью в мире является сознание человека. Вес в мире существует постольку, поскольку человек об этом знает, ощущает это, воспринимает, существовать – значит быть воспринимаемым. В центре мира находиться человек. То, о чем мы не знаем, не существует.

Гносеология – наука о закономерностях познавательная деятельности человека – возможно ли познание мира??

- гносеологический оптимизм – возможно (но есть трудности)

- агностицизм – не возможно (недостаток чувственного познания, субъективность)

    Антропология – в широком смысле – учение о природе (сущности) человека, раздел философского знания; в узком – идеалистическое течение в западноевропейской философии ХХ в., преимущественно немецкой, основанной в 1920-х гг. М. Шелером и Х. Плеснером

Социальные проблемы философии – все то, что касается закономерности развития общества.

s  

7. Философия и наука

Особенность Ф. - она оценивает процессы в мире в целом. Остальные науки - в отдельн. частях. Ф. целесообр. сравнивать с естеств. науками.

Отличия Ф. познания от естественнонаучного:

предмет исследования.

- естеств: часть природы

- Ф.: взаимоотнош. чел. ко всему миру в целом

средства исследования.

- естеств: приборы, инструменты

- Ф.: чувст. восприятие и мышление

методы исследования

- естеств: наблюд. и эксперимент, методы общелог. исслед.

- Ф.: м-ды эмпирич. иссл. отсутс., сущ. м-ды общелог иссл. (анализ, синтез, индук., дедук.)

средства пров. истин-ти знаний

- естеств опыт и эксперимент

- Ф.: экспер. невозм., истин. провер. обобщенным опытом деят. людей в целом

В науке сущ. однолинейность развития (следующий этап включ. предыдущ.). Роль личности ученого не так важна, как роль личности философа. Личность философа сходна с ролью художника. Каждая Ф. концепция неповторима

9. Становление и основные школы Древнеиндийской философии

Истоки древнеиндийской философии в ведах (в ведической традиции)

Веды – тексты религиозного содержания, которые писались несколько веков(5 – 6вв. до н.э.). Религиозные гимны, песнопения, описание обрядов. Ведизм – политеистическая религия. В упанишадах находится основная концепция круговорота жизни.

-отдельная жизнь человека – форма бесконечного перерождения;

-есть определённый закон нормы: карма детерминирует буддийскую жизнь, которая является результатом предшествия жизни.

-круговорот жизни вечен, душа возвращается в этот процесс перерождения.

Школы на основе ведизма:

- веданта;

- миманса;

- йога;

Религии на основе ведизма:

- брахманизм;

- индуизм;

- джайнизм;

- буддизм;

Буддизм – политеистическая религия (6 век до н.э.). Основоположник -  Гаутама; 4 основных истины:

1 жизнь человека – страдания;

2 причина страдания – «жажда» (влечение, стремление человека к чувству наслаждения):

- жажда воплощения

- жажда самоуничтожения

3 устранение причин страдания – устранение жажды);

4 восьмеричный путь соблюдение 5 заповедей:

- не вредит живому;

- не брать чужого;

- воздерживаться от запретных половых контактов;

- не вести праздных и лживых речей;

- не пользоваться опьяняющими веществами;

Результат -  спасение, конечная цель которого нирвана (угасание желания) – наступает, если душа человека выходит из процесса

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Шпаргалки
Размер файла:
313 Kb
Скачали:
0