Метафизика и онтология

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ТЕМА: МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ

ЦЕЛЬ: показать обусловленность смысла категории бытия конкретно-историческими особенностями жизнедеятельности человека.

ЗАДАЧИ:

-  показать соотношение понятий «бытие», «субстанция», «материя» в различных философских системах;

-  охарактеризовать представление современной науки о строении, видах и свойствах материи;

-  выявить соотношение понятий «движение» и «развитие», «движение» и «отражение»;

-  показать соотносительность пространства и времени, различие субстанционной и реляционной концепций пространства и времени;

-     охарактеризовать философскую сущность диалектики, ее принципы, законы и категории.

ПЛАН:

1.    Метафизика и онтология – основные стратегии познания бытия. Изменение статуса метафизики в истории философии.

2.    Проблема интерпретации бытия в классической и неклассической философии.

3.    Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.

4.    Движение и развитие как атрибуты бытия.

5.   Отражение как атрибут материи.

6. Пространственно-временная структура бытия. Субстанциальная и реляционная концепция пространства и времени в природе и обществе.

7.  Диалектика как философская концепция развития. Исторические формы диалектики. Принципы, законы и категории диалектики.

1.    Метафизика и онтология – основные стратегии познания бытия.

1.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизики в истории философии.

Термин метафизика ввел первый издатель сочинений Аристотеля Андроник Родосский ( 1 век до н.э.). Он расположил группу трактатов, в которых рассматриваются недоступные чувствам и раскрывающиеся только разуму первоначала бытия, после «Физики». Отсюда и происхождение термина, а также его буквальный смысл – «то, что идет после физики».

В рамках классической философии (вплоть до 18 века) под метафизикой понимали учение о сверхчувственных основах и принципах бытия. В таком понимании предмет метафизики был достаточно многообразен: от умопостигаемого рационального Логоса мироздания до христианского триединого Бога. При этом метафизика выступала в качестве альтернативы натурфилософии, ориентированной на изучение чувственно воспринимаемого мира. Позднее, благодаря Р. Гоклениусу (1613), за учением о бытии в философии прочно закрепляется термин онтология.  Поскольку же онтология служила основополагающей частью классической философии, то нередко имело или имеет место отождествление не только понятий метафизика и онтология, но в определенных контекстах и понятий метафизика, онтология, философия.

Гегель первым обосновывает идею метафизики как метода мышления, которая получает дальнейшее развитие в неклассической философии. Начиная с первой четверти 19-го века за метафизикой прочно утверждается статус спекулятивного метода философского мышления. Теперь, нередко приравниваемая к схоластике, метафизика рассматривается то как альтернатива диалектике, то как альтернатива эмпиризму, но любом случае она является предметом ожесточенной критики.

В постклассической традиции (со второй половины 20-го века) метафизика – это классическая философия (прежде всего идеалистическая) с ее презумпцией тождества бытия и мышления. Термин метафизика начинает использоваться в исключительно нетрадиционных аспектах, например, «метафизика без онтологии» или «метафизика как глубинная грамматика».

Как бы не менялся в истории философии статус метафизики, неизменной для нее всегда оставалась неразрывная связь с проблемой бытия. В современной философии идет различение спекулятивной и индуктивной метафизики. При этом признается ориентированность спекулятивной метафизики на исключительно мысленный путь получения знаний о вещах, лежащих по ту сторону опыта, на поиск некоего высшего трансцендентного принципа, за индуктивной же метафизикой утверждается

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
223 Kb
Скачали:
0