Базы данных: Методические указания к выполнению практикума по одноименной дисциплине, страница 2

-  анализа предметной области;

-  конструирования концептуальных схем данных;

-  описания локальных баз данных с использованием различных типов моделей данных.

В лабораторном практикуме на этой базе осуществляется проектирование приложений с использованием СУБД PARADOX в среде Delphi. В качестве технической базы в лабораторном практикуме используются ПЭВМ типа Pentium.

Циклы самостоятельных и лабораторных работ для каждого студента базируются на одном машинном документе, который определяет все составляющие предметной области, используемые в отдельных работах.

Для каждой из работ методические указания содержат данные о цели работы, задание по самостоятельной подготовке к работе, сведения о задании и порядке выполнения работы. При оформлении результатов студенты могут ориентироваться на приведенные в указаниях примеры.

Методические указания соответствуют программе дисциплины "Базы данных" учебного плана специальности 220400. При написании учебного пособия использован и опыт проведения практикума для студентов указанной выше специальности.


1.  МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

1.1 Самостоятельная работа «КОНСТРУИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ СПИСКОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДОКУМЕНТА»

1.1.1. Цель работы и задание для подготовки

Цель работы: изучение особенностей формирования концептуальной схемы при проектировании базы данных.

Задание для самостоятельной подготовки:

1.  Изучите понятие "Предметная область".

2.  Ознакомьтесь с требованиями к описанию концептуальной схемы.

3.  Повторите сведения о линейных списках из дисциплины "Структуры и организация данных".

1.1.2. Задание к работе:

Постройте концептуальную схему базы данных, обладающей информационной полнотой для автоматического формирования заданного документа. Информация, которая должна быть включена в базу данных, должна быть представлена в форме системы списков, относящихся к условно постоянной и переменной информации.

Макеты каждого списка должны содержать:

-  наименования полей, входящих в информационную часть записи;

-  форму представления каждого поля, для отображения которого используется одно из следующих обозначений :

Am – символьная строка, максимальный размер которой m символов;

9(m) – целочисленное поле, значение которого не превышает 10 в степени m;

9(m).9(n) – вещественное поле, значение которого не превышает 10 в степени m, а дробная часть содержит не более n цифр;

D – поле типа даты.

Необходимо с помощью символа "*" в макете отметить ключевые поля и включить в макет данные, необходимые для формирования двух первых строк анализируемого документа. При выборе наименований полей и типов записей желательно, чтобы они мнемонически отражали названия соответствующих элементов предметной области.

1.1.3 Порядок выполнения работы

В процессе выполнения работы нужно выполнить следующие этапы:

1.  Получить у преподавателя вариант задания в форме машинного документа.

2.  Зафиксировать задание и сделать копию фрагмента документа, включающего заголовок соответствующей таблицы, две ее первые строки и итоговые строки документа.

3.  Описать предметную область, к которой относится документ, консультируясь с преподавателем по всем вопросам, связанным с конкретизацией предметной области.

4.  Сконструировать систему списков, содержащих необходимую для формирования документа информацию, описав каждый из списков в форме макета.

5.  Дать необходимые пояснения к каждому из рисунков, определяющих макеты списков.

6.  Сформировать модель предметной области в терминах «Сущность – связь»

1.1.4 Пример выполнения самостоятельной работы

Рассмотрим пример выполнения самостоятельной работы для документа приведенного на рис. 1.1