Характеристика основных школ и направлений древнегреческой философии. Философские идеи Платона. Особенности эпохи Возрождения. Философские идеи Н.Кузанского. Номинализм и реализм средневековой философии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

является некий материальный субстрат, первоматерия, наделенная двумя парами противоположных,   взаимоисключающих свойств, «первичных качеств»: 1) теплое и холодное; 2) сухое и влажное. Комбинация этих свойств дает четыре основные стихии, или элемента: огонь (теплое и сухое), воздух (теплое и влажное), воду (холодное и влажное), землю (холодное и сухое). Каждое сложное тело образовано из четырех стихий, взятых в различных количественных пропорциях, эти стихии полностью проникают одна в другую, они сливаются и растворяются одна в другой. Каждый из 4-х элементов имеет в природе особое, присущее ему место: огонь и воздух – наверху, вода и земля – внизу. Кроме того, Аристотель принимал пятый элемент – божественный эфир, из которого состоят небо и звезды. Теория «пятого элемента» разделяла природу на две различные сферы – земную и небесную. Согласно космологической теории, носившей  геоцентрический характер, Земля является центром шарообразного мира, конечного в пространстве, но бесконечного во времени. Вокруг Земли вращаются особые сферы, на которых укреплены планеты и небо с прикрепленными к нему звездами.

В своих сочинениях он признавал объективное существование материального мира. Природа – это совокупность вещей, имеющих материальный субстрат и находящихся в вечном движении и изменении. Материальный мир всегда существовал и всегда будет существовать; для своего объяснения он не нуждается в вымышленном платоновском мире «идей», поэтому познание истины есть в первую очередь познание природных явлений. Природу он рассматривал в движении и развитии. Вместе с тем Аристотель разрабатывает учение об «энтелехии», о «форме всех форм», о мировом разуме, о перводвигателе и первотолчке, который является целью всех природных явлений. «Первый двигатель» приводит в целесообразное движение весь  мир.

Теория познания: природа и материальный мир являются реальным предметом познания и источником опыта и ощущений. Деятельность ощущений направлена на единичные вещи. Ощущение есть «восприятие ощущаемых  форм без материи». Он сравнивает сознание («душу»)  с воском, на котором остается знак золотого кольца с печатью, но который не воспринимает золота; так и сознание воспринимает только форму ощущаемых предметов, а не их материальный субстрат.

Аристотель внес большой вклад в разработку проблем логики. Логику он понимал как теорию доказательства, в котором различал две стороны: вывод общего из частного (индукция) и вывод частного из общего (дедукция). Путь к познанию общего он видел в восхождении от единичного к общему посредством индукции. Аристотель разработал теорию понятий, теорию суждений и теорию умозаключений. Заслугой Аристотеля является разработка им учения о категориях. Всего он насчитывал десять категорий: 1) сущность – основа, которой принадлежат все остальные свойства (например – человек, животное); 2) количество (длиной в два или три локтя); 3) качество (белый, черный); 4) отношение (большой, маленький); 5) место (на рынке); 6) время (вчера, в прошлом году);       7) положение (сидеть, лежать);   8) обладание (обут, вооружен); 9) действие  (колет, режет); 10) страдание (разрезанный, обоженный

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
280 Kb
Скачали:
0