Введение в экономику. Экономическая теория и экономическая политика. Рыночное хозяйство и его модели. Рыночный механизм ценообразования. Инструменты кредитно-денежной политики, страница 3

3) Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.

Для формирования рыночного равновесия, совместим в одной системе кардинат кривые спроса и предложения.

В точке А совпали интересы потребителя и производителя. Мы получили равновесную цену и объем производства.

4) Эластичность спроса и предложения.

Мера реакции покупателя на изменение цены называется эластичностью (Ер).

Ценовая эластичность – это относительное изменение количества к относительному изменению цены.

Рассматривают два крайних случая:

1)  Абсолютную эластичность.

2)  Абсолютную неэластичность.

Любое изменение цены,             Товары первой необходимости вызывает значительное              (изменение цены не увеличивает изменение продаж                      продаж)

IV. Конкуренция.

1) Конкуренция и ее виды.

2) Сущность и виды монополии.

3) Цели и методы антимонопольной политики государства.

1) Конкуренция и ее виды.

Конкуренция – это борьба между участниками рынка с целью получения прибыли, путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товара.

В условиях, в которых протекает конкуренции называется рыночной структурой, которая характеризуется числом и размером фирм, типом продукта, сложностью входа и выхода, наличием доступа к их информации.

Типы конкуренции:

1)  Совершенная конкуренция.

Множество продавцов; свобода доступа к ресурсам; легкость входа и выхода; доступная информация для всех; наличие только стандартного продукта. Ни одна фирма не способна влиять на цену, и произведенные товары реализуются по установленной цене.

2)  Монополистическая конкуренция.

Множество продавцов; товар однотипен, но отличается деталями; вход немного затруднен; информация распространяется неравномерно.

3)  Олигополия.

Рынок нескольких продавцов (от двух); товар близок к уникальному; количество продавцов мало; доступ сильно ограничен; информация распределена крайне неравномерно.

4)  Монополия.

Рынок одного продавца; товар уникальный; информация и вход доступны.

К рынкам различной степени монополизированности причисляются все рынки, которые не удовлетворяют хотя бы одному условию рынка совершенной конкуренции.

2) Сущность и виды монополии.

Существует несколько классификаций монополий:

1)  По типу возникновения:

— естественная (возникла на основе технологических особенностей в результате концепции производства)

— искусственная (возникла на основе сговора или устранения конкурента)

— случайная (возникла на основе краткосрочного спроса на предложение, возникает рыночная ниша)

2)  По направлению:

— вертикальная интеграция (объединение одного технологического процесса из одной управляющей компании)

—горизонтальная интеграция (объединение нескольких предприятий, выполняющих либо схожие функции, либо производящих схожий товар. Такое объединение происходит в рамках одной отрасли)

— диверсикация (слияние технологически не связанных предприятий различный отраслей)

Виды монопольных союзов по степени интегрированности:

1)  Картель

Соглашение об ограничении выпуска и разделе рынка сбыта.

2)  Синдикат

Объединение с целью сбыта продукции.

3)  Трест

Объединение на основе совместной собственности и общего управления производство м и сбытом.

4)  Концерн

Многоотраслевая система предприятий с единым функциональным центром на основе общей технологии.

5)  Конгломерат

Объединение на основе проникновения крупных корпораций в отрасли технологически не связные с деятельностью головной компании.

3) Цели и методы антимонопольной политики государства.

Оценить степень монополизации рынка можно по доли, занимаемой фирмы.

Доминированное положение может возникнуть, если показатели рыночной доли превышают максимально допустимые в данной стране.

Меры, препятствующие монополизации рынка:

1)  Экономические