Прогнозирование спроса на потребительские товары. Методы прогнозирования спроса и их характеристика

Страницы работы

24 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

 


8.1.  Сущность и последовательность прогнозирования спроса, виды прогнозов и их классификация

Прогнозирование спроса - это научно обоснованное предвидение его состояния в будущем, учитывающее результаты изучения тенденций, закономерностей, причинно-следственных связей покупательского спроса в текущем и ретроспективном периодах. Виды прогнозов покупательского спроса на потребительские товары классифицируют по ряду признаков (рис. 8.1).

Þ По объекту прогноза различают:

прогнозирование макроспроса, то есть общего объема спроса на все потребительские товары или укрупненные товарные группы: продовольственные и непродовольственные товары; товары краткосрочного или длительного пользования;

прогноз микроспроса, то есть спроса на отдельные товары или товарные группы, а также ассортиментные разновидности внутри них. Например, по товарной группе «обувь» объектом прогнозирования спроса может стать как в целом спрос на данную товарную группу, так и спрос на ее отдельные разновидности: женскую, мужскую и детскую обувь; зимнюю, демисезонную и летнюю обувь; обувь из натуральных и искусственных материалов и т.п.

Þ В зависимости от характера прогноза и его результата выделяют два основных вида прогноза покупательского спроса:


 




n количественный прогноз, предполагающий получение точной количественной оценки спроса на потребительские товары (товарные группы);

n качественный прогноз, позволяющий определить основные направления и тенденции развития спроса на те или иные потребительские товары в будущем.

Þ По времени упреждения выделяют  прогнозы: краткосрочный (до одного года) - для оперативного управления коммерческой деятельностью; среднесрочный (до 5 лет) - для экономического обоснования стратегии и тактики коммерческой деятельности; долгосрочные (5-10 лет) - для определения особенностей формирования спроса в целом и его структуры как  долговременных ориентиров развития торговли; перспективные - для определения объема спроса за период более 10 лет с целью разработки долгосрочной стратегии деятельности и развития торговли.

В практике прогнозирования покупательского спроса прогнозы часто делят не на три, а на два вида по времени упреждения: текущие и перспективные. Текущие прогнозы спроса представляют собой все прогнозы, связанные с текущей коммерческой работой по составлению заявок на поставку товаров и определением объемов реализации товаров в будущем. Перспективные прогнозы связаны с разработкой планов деятельности предприятия, организации на более длительный срок (от 3 до 10 лет). Следует отметить, что, как правило, чем больше срок упреждения прогнозов, тем меньше детализация прогнозируемых показателей и тем больше

Похожие материалы

Информация о работе