Инфраструктура рынка потребительских товаров. Понятие и основные функции инфраструктуры, страница 5

Все кредитно-финансовые институты располагают значительными денежными суммами и являются большими резервами укрепления ресурсной базы банков, а следовательно, основой дальнейшего развития рыночных отношений в стране.

 


Финансово-кредитный комплекс как подсистема инфраструктуры товарных рынков призван создать рациональное, эффективное платёжно-расчётное и кредитное обеспечение движения потребительских товаров путём развития по следующим направлениям: совершенствованию страховой системы, развитию лизинга, оптимизации системы расчётов и кредитования в банковской системе (рис.3.9).

Формирование и развитие инфраструктуры рынка потребительских товаров происходит под действием как административных, так и экономических методов регулирования (рис.3.10 ).

 


Административные методы основаны на соблюдении обязательности выполнения законов, распоряжений, предписаний и т.п., возможности применения принуждения в отношении тех объектов инфраструктуры товарных рынков, которые нарушили правила. Однако, используя только административные методы регулирования, невозможно добиться эффективного развития и формирования инфраструктуры рынка потребительских товаров. Поэтому возникает объективная необходимость применения экономических методов регулирования, оказывающих косвенное воздействие на процесс становления рыночной инфраструктуры путем использования таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, субсидии и т.п. Экономические методы основаны не на директивных распоряжениях и их обязательном выполнении, а на применении системы стимулов, заинтересовывающих объекты рыночных инфраструктур в эффективном их развитии и участии в воспроизводственном процессе.

РЕЗЮМЕ

1.  Инфраструктуру рынка следует рассматривать:

n  в широком смысле - как совокупность органов государственного регулирования товарного обращения, банковской системы, страховых и финансово-инвестиционных организаций, торговых и посреднических фирм и т.д.;

n  в узком смысле – как совокупность предприятий, организаций, непосредственно связанных с обслуживанием товарно-денежных отношений путем купли-продажи товаров (торговые фирмы, коммерческие организации и т.д.).

Инфраструктуру потребительского рынка , кроме того, следует рассматривать с двух точек зрения:

n  как совокупность материально-технических условий функционирования системы рынков;

n  как совокупность экономических отношений по поводу деятельности субъектов рынка.

2.  Инфраструктура рынка выполняет ряд важнейших функций, основными из которых являются распределительная, стимулирующая, регулирующая, коммуникационная.

Виды инфраструктуры потребительского рынка целесообразно классифицировать по ряду признаков: по составу, по функциональным характеристикам, по содержанию оказываемых услуг, по формам собственности, по степени подготовленности к развитию рыночных отношений.

3.  В современных условиях экономического развития инфраструктура рынка потребительских товаров включает в себя пять основных комплексов: организационный, финансово-кредитный, информационно-коммуникационный, нормативно-правовой, материально-технический; семь подсистем (подсистемы информационного обеспечения, нормативно-правового обеспечения, организационного обеспечения, транспортного обеспечения, финансово-кредитную систему, подсистему тароупаковочной индустрии и торговых посредников, складского хозяйства).

Развитие вышеуказанных комплексов и подсистем инфраструктуры будет способствовать эффективному функционированию потребительского рынка, выполнению им своих функций.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Инфраструктура потребительского рынка

Производственная инфраструктура

Социальная инфраструктура

Институциональная инфраструктура

Функции инфраструктуры рынка

Лизинг

Страховая система

Банковская система

Инвестиционный фонд

Склады-отели

Притаможенные склады

Консигнационные склады

Административные методы формирования инфраструктуры рынка

Экономические методы формирования инфраструктуры рынка