Инфраструктура рынка потребительских товаров. Понятие и основные функции инфраструктуры

Страницы работы

Содержание работы

 


3.1. Понятие и основные функции инфраструктуры

Основной целью проводимой в настоящее время в стране экономической реформы стало формирование и развитие реальных рыночных отношений во всех сферах хозяйствования. Для обслуживания товарно-денежных отношений на каждом рынке создается определенная инфраструктура, представляющая собой совокупность предприятий, учреждений, организаций, которые обеспечивают самые разнообразные связи между субъектами (продавцами и покупателями). Это организационное толкование понятия «инфраструктура» показывает ее масштабы, но не раскрывает особенностей в зависимости от вида обслуживаемого рынка.

Инфраструктура - сложное социально-экономическое образование, сущность которого определена его ролью и местом в рыночной экономике, спецификой предметов и продуктов труда инфраструктурного комплекса.

Буквальный перевод с латинского: infra - ниже, под; а struktura - строение, расположение. Поэтому часто инфраструктуру определяют как фундамент экономики в целом или отдельной ее части. Подобное толкование делает эту категорию статичной, тогда как она по своему характеру динамична. Обусловлено это тем, что, оказывая ориентированным на нее отраслям различного рода услуги, инфраструктура создает необходимые условия для их деятельности. Причем эффективность этой деятельности во многом зависит от состояния и уровня развития самой инфраструктуры. Более емким и точным является определение инфраструктуры как «кровеносной системы» экономики в целом или отдельной ее отрасли.

Инфраструктуру рынка рассматривают в двух аспектах: с одной стороны, инфраструктура рынка представляет собой систему материально-технических условий функционирования системы рынков; с другой стороны, рыночная инфраструктура - это обеспечение экономических отношений в деятельности субъектов рынка, направленных на создание условий товарного обращения.

В зависимости от содержания оказываемых услуг инфраструктуру делят на производственную, социальную и институциональную (рис. 3.1).


 


Рис. 3.1. Составные части и основные элементы инфраструктуры

Производственная инфраструктура  представляет собой совокупность объектов, оказывающих производственным отраслям услуги, которые обеспечивают условия их функционирования.

Социальная инфраструктура создает материально-вещественные и социально-культурные условия жизнедеятельности людей и охватывает отрасли экономики, оказывающие различные услуги населению, обусловленные его потребностями (здравоохранение, социальное обеспечение, культура, искусство, образование, розничная торговля, массовое питание, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т.п.).

 Институциональная инфраструктура - это органы государственного управления, общественные организации, регламентирующие и контролирующие правовые, административные, общественные условия функционирования как экономики в целом, так и отдельных ее звеньев (юридическая база, институты права, системы информации, консалдинга, экспертизы и т.д.).

В Концепции Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 гг. (одобренной  Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 936) дано определение инфраструктуры товарных рынков как системы организаций, обеспечивающей взаимосвязи между структурными сегментами товарных рынков и способствующей свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления.

Целью и основными задачами формирования и развития современной инфраструктуры  товарных рынков в Российской Федерации являются:

n совершенствование нормативно-правовых основ функционирования  товарных рынков и их инфраструктуры;

n создание системы цивилизованных посреднических организаций и складского хозяйства, способных обеспечить эффективное развитие оптовой торговли;

n дальнейшее  развитие и совершенствование финансово-кредитной системы, обеспечивающей товародвижение потребительских товаров в части платежно-расчетных и кредитных нужд;

n создание тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам, с целью повышения конкурентоспособности отечественных товаров на потребительском рынке;

n формирование и развитие эффективного информационного и коммуникационного обеспечения функционирования товарных рынков;

n развитие организационно-структурных форм управления функционированием инфраструктуры, ее научно-методическое обеспечение;

n организация и развитие подготовки и переподготовки кадров для обеспечения эффективного функционирования товарных рынков;

n обновление и развитие материально-технической базы торговли, приведение ее в соответствие с международными требованиями.

В системе рыночных отношений место инфраструктуры определено и присущими ей функциями, основные из которых распределительная, коммуникационная, регулирующая и стимулирующая.

Распределительная функция инфраструктуры отражает способность распределения ресурсного потенциала (материальных, нематериальных,  трудовых и финансовых ресурсов) по отраслям экономики и конкретным видам рынка.

Коммуникационная функция заключается в  обеспечении всего спектра эквивалентного обмена продуктами труда, начиная от информационных услуг и заканчивая конкретной конечной реализацией товара, необходимого потребителю.

Похожие материалы

Информация о работе