Немецкая классическая философия, страница 5

Основные сочинения: «Феноменология духа» (1802), «Наука логика» (1812-1816), «Энциклопедия философских наук» (1817) («Философия природы», «Философия духа»), «Философия права» (1812).

В «Феноменологии духа» Гегель рассмотрел эволюцию человеческого сознания от первых его проблесков до сознательного овладения наукой.  «Феноменология»  - наука о феноменах (явлениях сознания) в их историческом развитии. Это развитие включает в себя сознание, самосознание, разум.

В «Науке логики»  излагается логика как само структурирование универсума. Главный тезис его логики – положение о том, что мышление и бытие совпадают, следовательно логика совпадает с онтологией, как у Парменида «Одно и то же – мыслить и существовать». Логика у Гегеля – «царство чистого мышления». Абсолют – это процесс, максимум которого проявляется в Духе. Логическая идея – это тотальность, содержащая понятийные определения. Она находится  в процессе диалектического развертывания. Идея в себе подразделяется на бытие, сущность, понятие. Бытия  подразделяется на три определения: качество, количество, мера. Сущность подразделяется на сущность, явление, действительность. Понятие подразделяется на субъективность, объективность и понятие.

Абсолютная идея – тождество объективного и субъективного («мировой разум» «мировой дух»). Она включает в себя триаду: «Идея – природа – дух». Дух – это самопознание. Абсолютная идея познает самое себя.

1.  Развитие идеи в «стихии чистого мышления» - логика;

2.  Развитие идеи в форме инобытия – природа;

3.  Развитие идеи в мышлении и истории – философия духа;

В «Науке логики» изложена диалектика, которая противоположна метафизике..

Диалектика – учение о развитии, законах развития мира; о целостности мира, о его противоречивости.

Категории – это предельно общие понятия. Гегель выделил парные категории: сущность-явление, форма-содержание, необходимость-случайность, возможность-действительность,.

Закон – это выражение необходимых, устойчивых, повторяющихся связей и отношений в мире. Гегель сформулировал три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.

Философия природы определяет природу как «идею вне себя». Она включает в себя механику, физику, органическую физику.

Философия духа. Дух – это идея, вернувшаяся к себе из своего иного, высшее проявление Абсолюта. Философия духа представлена в виде триады: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух (Бог) как полнота жизни и познания.

   Философия Л.Фейербаха

Людвиг Фейербах  (1804-1872) –  изучал теологию в Гейдельберге, затем слушал лекции  Гегеля в Берлине

Основные сочинения:  «Мыли о смерти и бессмертии» (1830), «К критике гегелевской философии» (1839), «Сущность христианства» (1841).

Философия должна принять человека как природное существо. Фейербах разрабатывал антропологическую философию – антропологический материализм. Религию следует понять. А понять ее можно только, если принять: «То, что человек думает о Боге, - это осознание человеком самого себя». Бог – это зеркало человека. Основные христианские догмы – не что иное как чаяния человека. «Не бог сотворил человека, а человек сотворил бога».

            Теология – это антропология: все определения Божественного бытия – есть определения  человека. Почему человек отчуждает собственную сущность? По Фейербаху, это происходит потому, что природа бесчувственна к его страданиям. В религии сердце человека находит облегчение. Любовь к богу Фейербах заменяет любовью к человеку. Любовь, сочувствие, сострадание – основа отношений между людьми.  В этом  сущность нового гуманизма. Этапы развития общества Фейербах разделил в соответствии с этапами формирования религии.