Немецкая классическая философия, страница 3

                   Во время «критического периода» Кант написал философских труда - три «Критики»: «Критику чистого разума» (1781), «Критику практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). В основе этих работ лежит учение Канта о различии явлений – «вещей-для-нас» и вещей самих по себе – «вещей-в-себе».

                   Познание, по Канту, начинается с воздействия «вещей-в-себе» на органы чувств и вызывают ощущения. Это – материализм. Но в учении о формах   и границах  познания Кант – идеалист и агностик. Агностицизм Канта формировался под влиянием Д.Юма. Он выразился в его утверждении: познаваемы только «вещи-для-нас», а «вещи-в-себе» непознаваемы.

                  Основной вопрос для канта – об источниках и границах познания – Кант сформулировал как вопрос о возможности априорного (доопытного) синтетического знания в каждом из трех главных видов знания – математике, теоретическом естествознании и метафизике. Этому вопросу посвящена «Критика чистого разума», в которой он исследовал основные познавательные способности – чувственность, рассудок и разум.

                  В основе математики лежат созерцания пространства и времени, которые Кант считал априорными формами созерцания (чувственности).

                   В теоретическом естествознании условием априорных синтетических суждений являются 12 категорий (напр., единство, множество, цельность, реальность, отрицание и т.д.), которые в качестве «чистых» понятий априорны.

                   Чтобы возникло истинное знание необходимо соединение (синтез) чувственного созерцания с категориями рассудка. Высшим условием рассудка является единство нашего сознания. Всеобщие законы природы принадлежат не самой природе, а только рассудку.

                    Человеческий разум антиномичен и диалектичен. Кант сформулировал  антиномии разума.

                    Антиномииэто противоречащие друг другу утверждения, которые логически одинаково доказуемы: бог существует – бог не существует, мир конечен – мир бесконечен, душа смертна – душа бессмертна, существуют неделимые частицы – неделимых частиц не существует, все в мире причинно обусловлено – существует свобода.

                   В этике Кант находился под влиянием идей Руссо. Он утверждал, что каждая личность – это самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться в качестве средства для решения каких-либо задач.

                   Кант сформулировал категорический императив -  основной закон поведения, требующее руководствоваться следующим правилом: поступай так, чтобы человечество всегда было бы целью, а не средством.

Философия И.Г.Фихте

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) – второй представитель немецкой классической философии, проф. философии в Иене, первый ректор Берлинского ун-та.

            Основные сочинения: «Наукоучение» (1794), «О назначении ученого» (1794), «О назначении человека» (1800), «Основные черты современной эпохи» (1806), «Речи к немецкой нации» (1808).

Фихте исходил из философии Канта, из которой стремился устранить идею существования «вещей-в-себе», т.е. предметов самих по себе. При этом он выводил все содержание знания из деятельности нашего «Я». Фихте указал на противоречивость понятия «вещи-в-себе»: непознаваемого, не влияющего на мир явлений, но в то же время заключающий причину явлений. Устраняя указанное противоречие, Фихте превратил критицизм Канта  в субъективный идеализм (похожий на идеализм Беркли).

В «Наукоучении» Фихте формулировал три принципа. Первый принцип  - это самополагание «Я».  Он утверждал, что разум, согласно идеализму, сам по себе активен и абсолютен, не пассивен, ибо он – первые и высшее начало». Второй принцип: «Я» противополагает «не-Я». Третий принцип формулирует момент синтеза: взаимное ограничение и противопоставление «Я» ограниченного и «не-Я» неограниченного.