Семья как фактор социально-культурного развития общества, страница 5

20

удовлетворенность трудом (а следовательно, отношение к труду), н формы самоутверждения в обществе, и нравственная самооценка (а значит, и отношение к другим людям), и отношение к руководителям и подчиненным, и ряд других обстоятельств, существенно влияющих на его нравственное, а подчас и политическое поведение.

В социалистическом обществе воспитательный потенциал семьи существенно усиливается за счет преодоления порождаемого частной собственностью антагонизма между личными и общественными интересами и связанных с ним тенденций «самоизоляции семьи» и редукции ее социальных функций. В самой общей мере этот потенциал может быть описан как совокупность факторов, максимально способствующих становлению и развитию личности. Главные среди них: специфически интимный, доверительный характер нравственно-психологического климата семьи; наличие в ней не только «горизонтального», но и «вертикального» (но возрасту) общения, играющего решающую роль в интеллектуальном развитии детей; многоролевая структура семейного коллектива, обусловливающая многогранность его воспита гелъного воздействия. С учетом этого можно лишь согласиться с выводом современной социологии о том, что в отличие от других (вторичных) малых социальных групп семью можно рассматривать как первую группу, она влияет на человека в течение всей его жизни, охватывает все стороны его личности п жизнедеятельности.

Итак, семья — это не просто социальная микросреда, а своего рода социальный микрокосм, ибо ее структура являет собой наиболее близкую к «оригиналу» модель структуры общественной. Во внутрисемейном общении и взаимодействии представлен максимум (в масштабе малых социальных групп) социальных компонентов: возрастные и профессиональные общности, женская и мужская части населения. Причем семейные роли каждого человека тесно взаимодействуют с его социально-профессиональными ролями, идет ли речь о производственной работе или о воспитании детей.

Деятельность как компонент воспитательного процесса представлена в семье преимущественно бытовым трудом. В этом плане существует определенное различие между городской и сельской семьей. В последней дети в меру своих сил систематически Участвуют в производительном труде в подсобном хозяйстве, что, По-видимому, больше способствует, чем препятствует развитию

21

личности подростка. Полная выключенность городской семьи из производственного процесса, ограничение ее связи с общественной экономикой лишь сферой потребления может создавать в семейном воспитании трудности, неизвестные сельским семьям. В частности, в сельских условиях реже наблюдаются случаи инфантилизма и факты бытового вандализма подростков — прямого следствия незнания на собственном опыте цены продуктов человеческого труда. Это ставит перед городской семьей две важные педагогические задачи: как с наибольшей эффективностью использовать в целях воспитания привлечение детей к выполпению бытовых функций и как дать почувствовать подросткам вкус к профессиональной трудовой деятельности хотя бы в наиболее простых ее формах.

Трудовая деятельность — самое эффективное средство формирования у человека чувства гражданственности, ответственности (первого, ведущего звена всех других социальных ценностей) и инициативы, без которой не может, в свою очередь, развиться способность к творчеству и творческому восприятию жизни, трудового процесса, культуры. Поэтому только реально-деятельное участие в делах семьи, затем школы, трудового коллектива, а никак не имитация деятельности, обеспечивает иптег-рированность человека в обществе, его превращение в социально-активную творческую личность. В правильной организации деятельности ребенка заключен и главный стимул к обогащению им своих знаний, развитию и удовлетворению своих нравственных и эстетических потребностей, т. е. к самовоспитанию. Ориентация же на самовоспитание (или отсутствие таковой) в значительной степени предопределяет отношение ребенка и подростка к воспитательным усилиям родителей, их личному примеру, школьному обучению, массовой информации и пропаганде. Таким образом, самовоспитание, стремление к нему, прежде чем стать следствием воспитания, выступает в качестве опосредующего звена между ним и деятельностью.