Краткая история звонкой монеты (План-конспект урока-лекции), страница 2





Структура и содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

I. Введение. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Организует класс к уроку. Проверяет наличие тетрадей и литературы у учеников. Привлекает внимание учащихся вопросами, вовлекает их в дискуссию, приводит интересные примеры. Раздает наглядные пособия. В конце лекции выдает статистические данные Банка России, объясняет, как ими пользоваться, какие выводы можно сделать.

Готовятся к уроку

Инструктаж учителя

II. Изучение нового материала.

В процессе исторической эволюции роль денег выполняли различные товары. У народов средней полосы основным орудием обмены был домашний скот. В Древней Руси даже появившиеся металлические деньги долгое время носили название «Скот». У северных народов, например у чукчей, в качестве денег использовались меха, а у южных – раковины. В Китае и Японии всеобщим эквивалентом был рис, в Африке вместо денег ходили куски соли, в Тибете – грецкие орехи. До недавнего времени существовали племена, признававшие в качестве денег черепа, в особенности человеческие.

Как видите, далеко не каждый товар может быть удобным для использования их в качестве денег. К каменным колесам с острова Яп не хватало, например, такого свойства как портативность. Очевидно, что товар, выполняющий функцию денег в экономике, должен легко перемещаться в пространстве. На примере видим меха – не являются долговечными, с течением времени они портятся, еще менее долговечным является скот. Представьте, вы обменяли 10 мешков зерна на корову, привели ее домой, а она сдохла. Это обидно. К тому же корова не обладает свойством делимости. Предположим, у вас нет 10 мешком пшеницы, а есть только 5, которые вы хотите продать. Не будете вы же менять эти мешки на половину коровы!

Не случайно, поэтому, в качестве денег постепенно стали выступать различные металлы. А вскоре эта функция закрепилась за золотом и серебром. Эти металлы обладают всеми свойствами, чтобы выполнять роль денег.

Около 500 года до нашей эры персидский царь Дарий совершил экономическую революцию в своем государстве – ввел в обращение монеты, заменив ими натуральный обмен. В Греции счет велся на серебро, в Риме платежным средством была медь. В России с 1828-1845 гг. ходили платиновые монеты.

Фальшивомонетчики появились едва ли не с первой монетой, их казнили в Греции, Египте, в Византии и России, отсекали руки за воровство. В роли фальшивомонетчиков выступали правители, выпускавшие монеты с пониженным содержанием драгметаллов.

Монеты могут служить амулетом, украшением, талисманом. Коллекционирование денег называется нумизматикой. Ею увлекались с момента появления металлических денег. В России собирание монет и медалей создал Петр I.

В Древней Руси вместо монет использовались металлические слитки, гривны – шейные обручи, палочки, трубочки. К концу VII века право хождения сохранили только новгородские, киевские, черниговские и литовские гривны. Денежную реформу в России осуществил Петр I в 1700-1704 гг. Начал с выпуска медной деньги «полушки» и «полуполушки», потом появилась полтина, полуполтина, гривенник и пятачок. В 1704 г. – серебряный рубль и медная копейка. У России появился новый рубль, он по весу соответствовал талеру в Европе.

Конечно, золото выгодно отличается от других товарных денег, однако существует нечто общее между золотом, скотом и мехами. Это объединяет их в одну группу товарных денег. Это общее заключается в том, что все они помимо выполнения функции денег являются еще и товарами и как таковые имеют свою внутреннюю стоимость. Это означает, что товарные деньги имеют такую же стоимость при торговле ими как обыкновенным товаром, какую они имеют, функционируя в качестве денег. Если водку использовать как деньги и как напиток, то в обоих случаях она будет иметь одинаковую стоимость. Почему это так?... Потому что если бы водка как напиток имела бы более высокую стоимость, то люди не использовали ее в качестве денег, а только бы пили, пили и пили… (слава богу, что это не так) А если бы она имели бы более высокую стоимость в качестве денег, то никто бы не стал ее пить просто так. Так же с золотом – одинаковая стоимость и в роли денег и как обычный товар (ювелирные украшения, протезирование зубов).

В отличие от товарных денег, бумажные деньги практически не обладали собственной внутренней стоимостью. Бумажные деньги – это знаки, выпускаемые государством и снабженные принудительной покупательской способностью. Реальная стоимость бумажных купюр – это их покупательная способность, то есть количество товаров и услуг, которые можно приобрести за эти бумажные купюры. Реальную стоимость денег не стоит путать с их номиналом – число, обозначенное на купюре. Реальная стоимость изменяется вследствие цен в экономике, то есть в условиях инфляции или дефляции.

Как же в этом случае возможно существование бумажных денег?... важное условие для этого является наличие контроля на право их печатания – эмиссия. Выпуск бумажных денег монополизирован Государством (печатание денег частными лицами карается законом). Государство должно заботится о поддержании эмиссии на относительно ограниченном уровне. Увеличение денежной массы в обращении необходимо в случае увеличения объемов производства и реализации товаров и услуг. Если же постоянно наращивать выпуск денег, то возникает инфляция, покупательная способность денег падает.

В XX веке во всем мире бумажные деньги окончательно вытеснили из обращения золотые деньги. В современном мире к бумажным деньгам относятся банкноты (банковские билеты), эмитируемые Центральными банками различных государств и не размениваемые на золото. Современные не разменянные банкноты золотого обеспечения не имеют и являются бумажными сертификатами.

Помимо банкнот функционируют еще и монеты. Они не из драгметаллов, также снабжены принудительно покупательной способностью. Бумажные и металлические деньги объединяет более точное название – символические деньги – объединяющие и дешевые деньги, и неразменные банкноты. Банкноты относят при этом к бумажным деньгам как разновидности символических денег.

Слушают, записывают основные понятия в тетради, пытаются сформулировать ответы на основе полученной информации, пользуются учебником

Рассказ, беседа, обсуждение проблемных вопросов

III. Подведение итогов лекции.

Педагог оценивает активность учеников во время лекции и обсуждения вопросов. Предлагает изучить статистические данные в периодической литературе и самостоятельно сделать на их основе выводы. Отвечает на дополнительные вопросы учеников.

Сверяют записи в тетрадях, задают дополнительные вопросы педагогу

Частично-поисковый, ответы на дополнительные вопросы

IV. Домашнее задание.

Изучить самостоятельно в учебнике параграф по изученной теме к следующему уроку. Ответить на контрольные вопросы в конце параграфа.

Заполнить таблицу из учебника «Используем функции денег в повседневной жизни».

Записывают задание

Инструктаж учителя