Дворцовая жизнь и политика императрицы Екатерины II, страница 3

Итак, мы знаем, какие задачи стояли перед новой императрицей и как, какими методами, она собиралась их решать. Здесь важно также подчеркнуть, что положение Екатерины на троне, в первое время ее царствования не было очень простым. Сложность заключалась в отсутствии законных прав на корону и существовании, по крайней мере, трех лиц, эти права имеющих.[1] Поэтому ее основной задачей была, прежде всего, укрепление своей собственной власти, пресечение в корне малейших намеков на заговор и укрепление оказанной ей при перевороте поддержке.

Вступив на престол, полная сил и энергии Екатерина начала с того, с чего и следовало,— со знакомства с состоянием государственных дел. 0чень быстро она убедилась. что для достижения тех идеальных целей, которые она провозгласила, потребуется широкомасштабная программа реформ, затрагивающих едва ли не все сферы государственной жизни, включая систему государственного управления. Однако одно дело знать, чего ты хочешь достичь, и осознавать, что ради этого потребуются великие перемены, и другое -рассчитать конкретные шаги, с которых следует начать.

Первый период царствования Екатерины II— до восстания Пугачева — это период активной реформаторской деятельности. За все 34 года царствования Екатерины было издано 5798 законодательных актов, вошедших в Полное собрание законов Российской империи.

Однако сложность ситуации в этот период заключалась в том, проблемы, с которыми столкнулась Екатерина, были, естественно те же, что и у Петра III. Взойдя на престол, она раскритиковала политику бывшего мужа, но на практике во многом повторила или продолжила начатое Петром III, значительная разница состояла в иных способах и методах, иных принципах проведения реформ, среди которых одним из важнейших был принцип постепенности. К одной из главных таких реформ относится секуляризационная реформа, которая, по сути, заключалась в конфискации церковных земель и крестьян. В модель идеального просвещенного государства, которую Екатерина пыталась внедрить в российскую действительность, церковь, владеющая сотнями тысяч крепостных душ, никак не вписывалась. Кроме того, церковь, отделенная от государства, всегда составляет своего рода духовную оппозицию государству и, таким образом, предоставляет верующему возможность выбора, альтернативу. Церковь, интегрированная в государственную систему, такой альтернативы почти не предоставляла. Иными словами, секуляризационная форма имела не только финансовые, но и определенные нравственные последствия — это был еще один к несвободе, к огосударствлению личной жизни человека. К отрицательным последствиям реформы нужно также отнести и то, что по стране было закрыто около 500 монастырей, вследствие чего погибло не мало памятников культуры. Однако нельзя забывать о том, что реформа облегчила положение значительной части крестьянского населения России.

Секуляризационная реформа была несомненным успехом Екатерины, способствовавшим и стабилизациифинансового положения страны, и усилению императорской власти. Однако чтобы эту власть эффективно осуществлять требовалось четкое функционирование машины государственного управления. Екатерина знала, что она требует серьезной реконструкции, а начинать надо было с реорганизации центральных органов власти. Познакомившись с деятельностью Сената, Екатерина легко убедилась в необходимости его коренной реорганизации: дело дошло до того, что указы Сената на местах фактически не исполнялись. Плачевное состояние Сената не могло не сказываться и на деятельности всех подведомственных уму учреждений. По заданию Екатерины уже в 1762 году был подготовлен проект “Манифеста об учреждении императорского совета и разделении Сената на департаменты”. Однако первую его часть императрица отвергла и согласилась лишь со второй. В 1763 году в России была осуществлена сенатская реформа. Правительствующий Сенат был разделен на шесть департаментов со строго определенными функциями каждого. Во главе департаментов были поставлены обер-прокуроры, подчиняющиеся генерал-прокурору, в ведении каждого из департаментов находились определенные сферы государственного управления и определенные государственные учреждения. Главным недостатком осуществленной реформы было то, что Сенат по прежнему сочетал в себе административную, контрольную и судебную функции. Согласно реформе 1763 г. Сенат лишился лишь  одной из своих функций — законодательной. Органом с такими полномочиями при Екатерине стал Совет при высочайшем дворе – “Кабинет Ее Величества”. Сенатская реформа хоть и не была проведена радикальным образом, все же имела положительные последствия: как орган контроля и высшая судебная инстанция Сенат стал работать оперативнее и квалифицированнее; также на некоторое время потеряла свою остроту проблема реформы центрального управления.