Внутренний аудит. Заказчики и клиенты внутреннего аудита, страница 3

Итак, большое значение имеет, для кого выполняется внутренний аудит, от этого завит приоритетность выполняемых аудиторами задач и конкретная сфера деятельности. Заказчики / клиенты должны четко определить, какие задачи должен решать аудит в конкретной организации, однако при этом они должны понимать и быть в курсе реальных возможностей аудита.

Глава 4. Внутренний и внешний аудит

У внутреннего и внешнего аудита много общего, в частности:

-  Заказчиками являются, в первую очередь, собственники (Совет Директоров),

-  Имеет место конфликт интересов, вызванный тем, что заказчиком и работодателем выступают разные стороны – Совет Директоров и исполнительное руководство

-  Методология аудиторской деятельности (ее основные этапы)

-  Качества: независимость и объективность.

Однако существует и большое количество различий.

Основная задача внешнего аудита – высказать мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации, тогда как основная задача внутреннего аудита – оценить процесс внутреннего контроля и управления рисками. Существуют также различия между специалистами осуществляющими аудиторскую деятельность (таблица 3).

Таблица 3

Различия между внутренними и внешними аудиторами

Внутренний аудитор

Внешний аудитор

-  является сотрудником аудируемой компании,

-  фокусируется на возможности будущих событий на основе текущей оценки,

-  уделяет особое внимание предотвращению потерь

-  проводит аудиты на постоянной основе.

-  является представителем внешней стороны (индивидуальный аудитор, либо работник аудиторской компании),

-  фокусируется на исторических событиях на основе фин. документации,

-  уделяет особое внимание материальности потерь, нарушений,

-  проводит аудиты периодически (обычно раз в год).

Необходимо отметить, что в России в настоящее время в большинстве случаев под внутренним аудитом понимают финансовый аудит и налоговое консультирование, осуществляемое сотрудниками организации. Кроме того, наблюдается непонимание роли и задач внутреннего аудита как руководством, так и самими внутренними аудиторами, а также существует зависимость службы внутреннего аудита от исполнительного руководства, что отрицательности сказывается на объективности и независимости его мнений и суждений. К не менее важным проблемам внутреннего аудита в России можно отнести недостаточную базу навыков и опыта проведения аудита и недостаток  квалифицированных специалистов. Все это говорит о недостаточной развитости практики внутреннего аудита среди российских компаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внутренний аудит есть независимая функция оценки и повышения эффективности процессов внутреннего контроля, управления рисками, корпоративного управления. Первоначальная и основная роль внутреннего аудита состояла в оценке существующей в организации системы (модели) контроля. В настоящее время риск-ориентированный подход к управлению компанией позволяет внутреннему аудиту стать обратной связью в модели «риск-контроль»[4]. Дальнейшее развитие внутреннего аудита связано с расширением области его деятельности до модели корпоративного управления.

Основная цель внутреннего аудита – способствовать достижению целей деятельности организации.

Различают 6 видов внутреннего аудита:

1.  Операционный аудит

2.  Финансовый аудит

3.  Аудит на соответствие

4.  Аудит информационных систем

5.  Аудит соблюдения законодательства в области сохранности окружающей среды

6.  Аудит эффективности деятельности.

Основными заказчиками, клиентами внутреннего аудита являются Совет Директоров, высшее руководство организации, линейное (операционное) руководство организации. Они по-разному понимают задачи внутреннего аудита и его роль в организации, поэтому важно понимать, для кого осуществляется внутренний аудит.

В настоящее время в России существует ряд проблем, связанных с внутренним аудитом, которые возникли из-за отсутствия широко распространенной практики проведения внутреннего аудита в компаниях.

Список использованной литературы

1.  Андреев В.Д. Внутренний аудит. – М.: Финансы и статистика, 2003

2.  Бурцев В.В. Внутренний аудит компании: вопросы организации и управления. // Финансовый менеджмент. – 2003, №6

3.  Макальская А.К. Внутренний аудит. – М.: Финансы и статистика, 2001

4.  Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2004

5.  Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита»

6.  Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" №119-ФЗ, 7 августа 2001 г.



[1] «Профессиональные стандарты внутреннего аудита»

[2] Это относительно новый вид аудита, в России только начинает получать распространение.

[3] Далее по тексту – заказчик.

[4] Контроль и риск определяются через цели деятельности организации. Риск представляет угрозу этим целям, а контроль необходим для того, чтобы смягчить эту угрозу.