Внутренний аудит. Заказчики и клиенты внутреннего аудита, страница 2

Объективность является профессиональным качеством внутреннего аудитора. Объективность – это способность аудитора добросовестно и непредвзято выполнять свою работу и ясно выражать и отстаивать свое мнение, не подстраивая его под мнение других. На объективность внутренних аудиторов оказывает непосредственное влияние уровень организационной независимости службы внутреннего аудита. На степень объективности аудита также потенциально влияет оказание отделом внутреннего аудита консультационных услуг.

Глава 2. Виды внутреннего аудита

В современной теории и практике внутреннего аудита различают операционный и финансовый аудит, аудит на соответствие, аудит информационных систем, аудит соблюдения законодательства в области сохранности окружающей среды[2], аудит эффективности деятельности организации.

Операционный аудит – это аудит операционной деятельности организации в различных функциональных областях: закупки, складское хозяйство и логистика, производство, маркетинг, продажи и т.д.

Финансовый аудит предполагает аудит системы внутреннего бухгалтерского контроля и финансовой отчетности.

Аудит на соответствие заключается в проверке соблюдения организацией законодательных и нормативных актов и внутренних политик, процедур и инструкций.

Аудит эффективности деятельности включает как аудит эффективности деятельности самой организации в целом, так и ее структурных подразделений и дочерних компаний.

Глава 3. Заказчики / клиенты внутреннего аудита

Для осуществления внутреннего аудита необходимо знать, кто является заказчиком (или клиентом)[3] внутреннего аудита и чьи интересы, прежде всего, он должен выражать.

Основными заказчиками внутреннего аудита являются:

-  собственники (акционеры),

-  Совет Директоров,

-  Высшее исполнительное руководство компании,

-  Линейное (операционное руководство).

У каждой из этих категорий свои приоритеты и собственное понимание задач внутреннего аудита. Как уже отмечалось основной задачей внутреннего аудита является анализ и оценка систем контроля, управления рисками и корпоративного управления. Далее рассмотрим значимость данных задач для разных групп заказчиков аудита.

Таблица 1

Сравнительная значимость деятельности внутреннего аудита для разных групп его заказчиков

Совет Директоров

Высшее руководство

Линейное руководство

Управление рисками

Средняя

Высокая

Средняя

Система контроля

Высокая

Высокая

Средняя

Корпоративное управление

Высокая

Низкая

Низкая

Данная таблица наглядно показывает, что разные направления деятельности (разные задачи) аудита имеют разное значение для различных заказчиков, что доказывает важность понимания аудитором, для кого выполняется та или иная работа.

Так же разное значение имеют цели осуществления оценки системы контроля, что видно из таблицы 2.

Таблица 2

Сравнительная значимость целей осуществления оценки системы контроля для различных групп заказчиков

Совет Директоров

Высшее руководство

Линейное руководство

Достоверность фин. отчетности

Высокая

Высокая

Низкая

Соблюдение законодательства

Высокая

Средняя

Низкая

Эффективность операций

Низкая

Средняя

высокая

Однако, несмотря на различия интересов различных групп заказчиков и их понимания и видения задач внутреннего аудита все заказчики заинтересованы в независимости и объективности аудита. Охарактеризуем разные группы заказчиков аудита по заинтересованности в независимости и осведомленности о деятельности службы внутреннего аудита.

Независимость наиболее важна для Совета Директоров компании, но по причине возможного отсутствия реальной независимости аудита от менеджмента организации Совет не всегда может полагаться на данные внутреннего аудита. Так же он не всегда представляет, чем занимается внутренний аудит и широту задач, которые он может выполнять в организации.

Высшее исполнительное руководство воспринимает внутренний аудит как инструмент дающий уверенность, что все находится под контролем. В большинстве случаев оно скептически относится к независимости внутреннего аудита, непоследовательно в определении роли внутреннего аудита: с одной стороны, считает, что аудит призван консультировать и помогать линейному руководству, с другой – помогать контролировать деятельность линейного руководства.

Линейное руководство желает получать консультационную поддержку от службы внутреннего аудита, одна не хочет получать обязательные для исполнения рекомендации. Очень часто отношение к внутреннему аудиту отрицательное.