Функции управления и разделение труда в сфере управления, страница 4

Считается, что примерно половина решений администратора о каких-либо действиях должна быть вызвана инициативой подчиненного или его собственной инициативой, вторая же половина - указаниями начальства или информацией от самого объекта управления.

2. Проблемная постановка задач: что есть сегодня, что требуется, каков идеальный результат и что надо сделать?

3. Выработка критериев для оценки управленческих решений по поставленным задачам. В качестве критерия могут выступать:

а) срок выполнения;

б) срок окупаемости затрат (он особенно важен для фирм, находящихся в сложном финансовом положении);

в) увеличение массы (суммы) прибыли в длительной перспективе, которое позволит, например, выйти на мировой уровень работы;

г) степень риска (например, при выборе принципиально новой технологии риск максимален, ибо ее никто не применял).

4. Подготовка нескольких вариантов управленческого решения.

5. Выбор и принятие оптимального решения. Если имеется один вариант, то иногда лучше подождать с окончательным решением до проработки других вариантов решений.

6. Издание приказа (распоряжения), в котором должно быть указано:

·  что делать (работники должны уяснить, в чем смысл приказа);

·  кому делать;

·  когда делать (устанавливается срок);

·  как делать, если действия нестандартные;

·  кто, как и когда контролирует выполнение приказа.

7. Разработка программы и плана реализации решения.

8. Распределение заданий между исполнителями с учетом личных качеств.

9. Руководство и координация реализацией программы (решения) и контроль за ее выполнением (деятельностью подчиненных).

Система контроля предусматривает меры, принимаемые при отклонении от заданных параметров управления. К ним относятся выделение дополнительных ресурсов за счет резерва, перенос сроков, изменение состава исполнителей, технологии работ, пересмотр первоначального решения.

10. Обучение, стимулирование подчиненных и создание благоприятного психологического климата.

За рубежом для менеджеров читается специальный курс конфликтологии. Администратор, в частности, должен знать: какие конфликты имели место на его участке? с кем? (с другим администратором, с другими отделами, с которыми он должен работать).

11. Оценка хода выполнения программ и, в случае необходимости, корректировка принятых решений.

Основные принципы административного менеджмента

1. Принцип разделения функций руководителя и исполнителя. В соответствии с ним менеджмент предполагает два вида ответственности: за действия и за руководство. Зарубежные фирмы исходят из того, что это различные вещи. У нас такого подхода не было при административно-командной системе и, пожалуй, нет до сих пор. Руководитель зачастую отвечает за все действия своих подчиненных.

За что должен отвечать исполнитель? Во-первых, за то, что сделал (включая, например, принятие неверного решения, поломку оборудования и т.д.); во-вторых, за бездействие в сфере своих полномочий.

Руководитель отвечает только за выполнение своих обязанностей администратора по отношению к сотруднику. С руководителя надо спрашивать:

а) за неверный подбор кадров, за несвоевременное выявление несоответствия сотрудника своей должности. В частности, в случае серьезных нарушений со стороны работника администратору надлежит сообщить об этом в отдел кадров или самому уволить такого сотрудника;

б) за отсутствие, задержку или искажение необходимой информации и инструкций для сотрудника; в) бесконтрольность деятельности подчиненных, невмешательство в эту деятельность в тех случаях, когда решение выходило за рамки компетенции подчиненного, или подчиненный не принимал своевременного решения. В этом случае администратор может быть наказан;

г) за бессистемность обсуждения решений, оценки деятельности сотрудников, системы обучения и повышения квалификации. Руководитель должен создать такой порядок, при котором все могли бы высказаться, обсудить данную проблему. Необходима система оценки, при которой подчиненные четко знают: чем руководитель доволен или не доволен. Наконец, должна быть сформирована стройная и эффективная система повышения квалификации работников.

2. Классификация подчиненных по степени инициативы и учет этой классификации при распределении заданий.