Функции управления и разделение труда в сфере управления, страница 2

На каждом уровне управления решается присущий ему комплекс вопросов. Так, при организационной структуре управления, характерной для современных крупных фирм (как правило, акционерных обществ), высший уровень управления (совет директоров) определяет общую политику фирмы, осуществляет распорядительные и координационные функции, функциональные штабы и службы вырабатывают конкретные рекомендации и проекты управленческих решений, правление (исполнительная дирекция) непосредственно управляет предприятием.

Совет директоров несет основную ответственность за управление фирмой перед ее собственниками. Он избирается на собрании акционеров в составе 10-20 человек и включает внутренних (из состава администрации) и внешних, приглашенных членов, что позволяет совету быть достаточно независимым и объективным органом. Члены совета директоров несут индивидуальную и коллективную ответственность за надлежащее использование акционерных ресурсов, принимают важнейшие корпоративные акты, назначают менеджеров и контролируют их деятельность.

Исходя из содержания предпринимательской деятельности в структуре менеджмента выделяются несколько составных частей. Наиболее весомые из них: 1) производственный менеджмент; 2) рыночный (сбытовой) менеджмент, или маркетинг; 3) финансовый менеджмент.

Производственный менеджмент представляет собой управленческую подсистему, обеспечивающую производство товаров в определенном количестве, должного качества, в установленные сроки и при минимальных затратах. Производственный менеджер отвечает за оперативную деятельность фирмы. Объектами управления в структуре производственного менеджмента являются запасы, качество продукции, ее упаковка, отгрузка и т.д.

Рыночный менеджмент, или маркетинг, - это управление коммерческой деятельностью фирмы, ориентированной на рынок, подчиненной требованиям рынка и вместе с тем воздействующей на него. Маркетинг - менеджер отвечает за реализацию стратегии фирмы в области деловой активности. Она включает:

- изучение запросов рынка;

- выбор целевых рынков, методов и времени выхода на них;

- формирование рынка, т.е. потребительского спроса на продукцию, в частности, с помощью рекламы, стимулирования сбыта;

- выдачу заданий научно-техническим, производственным и сбытовым подразделениям;

- организацию сбыта и послепродажного обслуживания потребителей. В структуре маркетинга можно выделить маркетинговые исследования, создание нового продукта, управление товародвижением, управление ценами продуктов фирмы и управление продвижением товара на рынке.

Финансовый менеджмент обеспечивает формирование и поддержание оптимальной структуры финансовых средств фирмы, максимизацию ее общих доходов и дивидендов на акции при минимизации риска и сохранении ликвидности (платежеспособности) фирмы. Финансовый менеджер отвечает за реализацию стратегии фирмы в области привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов в целях достижения устойчиво высокого дивиденда и роста курса акций. В структуре финансового менеджмента выделяют анализ инвестиций и риска, управление краткосрочными и долгосрочными финансовыми ресурсами, политику в области дивидендов и др.

В крупных фирмах специализируются и другие виды менеджмента: стратегический, административный, кадровый, научно-технический, экологический. Их цель - разработка и реализация стратегии в области исследования и развития предприятия. При этом вопросы, подлежащие рассмотрению, находятся не только в области производства, но и в области человеческих отношений (максимальный учет индивидуального потенциала каждого работника, сплочение отдельных групп работников во имя процветания фирмы) и т.д. 

Административный менеджмент - разработка и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль за их выполнением.

Администратор - лицо, которое организует достижение целей предприятия. Такие специалисты нужны в любом бизнесе, к какой бы  отрасли или сфере деятельности они не относились.

Основные функции администратора состоят в следующем:

1. Установление целей управления бизнесом на данном этапе, выявление возникающих при этом проблем.

2. Обоснование наилучших средств решения этих проблем и принятие управленческого решения.

3. Распределение заданий между исполнителями с учетом их возможностей и личных качеств.