Разработка плана-схемы ремонтной зоны автотранспортного предприятия: Методическая разработка по выполнению курсового проекта по дисциплине «Устройство и эксплуатация автомобильного подвижного состава». Часть 1

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.И. НОСОВА

КАФЕДРА ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА

Разработка плана-схемы ремонтной зоны
автотранспортного предприятия

Методическая разработка по выполнению курсового проекта по дисциплине «Устройство и эксплуатация автомобильного подвижного состава» для студентов специальности 240100

МАГНИТОГОРСК

2004

Составители: М.В. Грязнов, М.М. Муравьев, Г.В. Меньщиков, А.В. Красавин, О.А. Лапаева

Разработка плана-схемы ремонтной зоны автотранспортного предприятия: Методическая разработка по выполнению курсового проекта по дисциплине «Устройство и эксплуатация автомобильного подвижного состава» для студентов специальности 240100. Магнитогорск: МГТУ, 2004. 72 с.

Рецензент В.В. Олизаренко

©  Грязнов М. В.,  Муравьев М.М.,  Меньщиков Г.В.,  Красавин А.В., Лапаева О.А., 2004

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Цель и задачи курсового проектирования

Целью курсового проекта является самостоятельное определение студентами основных параметров ремонтной зоны автотранспортного предприятия (АТП) в зависимости от типа подвижного состава, среднесуточного пробега автомобилей, дорожных и климатических условий эксплуатации.

Работа над проектом позволяет развить знания, полученные при изучении таких дисциплин, как «Устройство и эксплуатация железнодорожного подвижного состава», «Управление техническими системами. Основы теории надежности».

В процессе выполнения курсового проекта у студентов формируется методическая база для последующего изучения таких специальных дисциплин, как «Организация грузовых и пассажирских автомобильных перевозок», «Генплан и организация железнодорожных перевозок промышленных предприятий». 

Кроме того, успешное решение поставленных в курсовом проекте задач ускоряет освоение студентами технологии и методов организации работы ремонтных служб автотранспортных подразделений промышленных предприятий, способствует приобретению навыков проектирования ремонтного хозяйства и работы со справочными данными.

1.2. Выбор исходных данных

Для расчета производственной программы, годового объема работ и численности производственных рабочих необходимы следующие исходные данные:

–  марка, модель и количество подвижного состава (автомобилей, прицепов, полуприцепов);

–  среднесуточный (среднегодовой) пробег автомобилей;

–  дорожные и климатические условия эксплуатации;

–  режим работы подвижного состава и режимы технического обслуживания и ремонта.

Марка, модель, количество и среднесуточный пробег подвижного состава по вариантам приведен в табл. 1.1.


Таблица 1.1

Марка, модель, количество и среднесуточный пробег подвижного состава

Краткая характеристика подвижного состава

Марка и модель-представитель

Среднесуточный пробег автомобиля, км

Количество подвижного состава по вариантам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Грузовые автомобили общего назначения

(0,5 – 1,0) т

УАЗ-3303-01

160

11

10

14

7

9

12

6

10

10

8

12

5

8

(1-3) т

ГАЗ-52-04

208

8

9

7

11

14

7

13

8

5

10

6

13

12

(3-5) т

ГАЗ-3307

180

12

18

13

9

19

11

8

11

10

7

4

10

10

(5-6) т

ЗИЛ-431410

135

21

16

12

6

5

6

10

7

8

12

20

8

11

(6-8) т

КамАЗ-5320

170,5

9

10

8

7

4

4

4

12

12

5

4

4

8

(8-10) т

КамАЗ-53212

193

4

6

3

1

3

4

3

8

8

10

3

11

3

(10-16) т

КрАЗ-250-010

148

2

1

2

4

6

2

5

7

8

5

6

4

4

Прицепы

Одноосные до 5 т

СМ-В325

4

3

2

3

1

2

3

2

4

2

3

2

Двухосные до 8 т

ГКБ-8350

1

1

2

1

2

3

2

1

2

1

3

2

2

Полуприцепы

Одноосные до 12 т

КАЗ-9368

2

1

3

4

3

4

2

4

4

2

Двухосные до 14 т

Мод. 9370

1

3

2

1

4

3

2

1

Автобусы

Малого класса

ПАЗ-3205

200

4

3

21

8

4

24

Среднего класса

ЛАЗ-4221

218,8

4

4

11

4

11

11

Большого класса

Икарус-260

109

2

3

9

1

4

Примечание: номера вариантов с 16 по 30 совпадают с номерами вариантов с 1 по 15.


Категории условий эксплуатации автомобилей в соответствии с [5] характеризуется типом дорожного покрытия, типом рельефа местности и условиями движения.

Определено шесть типов дорожного покрытия:

Д1 – цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;

Д2 – битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом);

Д3 – щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;

Д4 – булыжник, колотый камень, грунт, малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, лежневые и бревенчатые покрытия;

Д5 – грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами, лежневые и бревенчатые покрытия;

Д6 – естественные грунтовые дороги, временные внутрикарьерные и остальные дороги, подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.

Категория условий эксплуатации устанавливается из табл. 1.2 и зависит от типа рельефа местности и дорожных условий эксплуатации автомобилей.

Таблица 1.2

Классификация категорий условий эксплуатации

Условия движения

Тип рельефа местности

Тип дорожного покрытия

Д1

Д2

Д3

Д4

Д5

Д6

За пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города)

Равнинный,

Слабохолмистый,

Холмистый

I

II

Гористый

Горный

В малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне

Равнинный,

II

III

IV

V

Слабохолмистый,

Холмистый,

Гористый

Горный

В больших городах (более 100 тыс. жителей)

Равнинный

Слабохолмистый,

Холмистый

Гористый

Горный

Примечание: с 1 по 6 – за пределами пригородной зоны; с 7 по 12 – в малых городах; с 13 по 16 – в больших городах.

Тип рельефа местности и дорожные условия эксплуатации автомобилей принимаются из табл. 1.3, 1.4.

Таблица 1.3

Тип рельефа местности

Номер варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Р

СХ

СХ

Р

Х

Г

Х

Г*

СХ

Р

Р

Г

СХ

Г*

Р

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Р

Г*

СХ

Г

Р

Р

СХ

Г*

Х

Г

Х

Р

СХ

СХ

Р

Примечание: Р – равнинный; СХ – слабохолмистый; Г – гористый; Г* – горный.

Таблица 1.4

Дорожные условия эксплуатации автомобилей

Номер варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Д6                                                                                                                                                                                         

Д4

Д3

Д5

Д6

Д3

Д4

Д2

Д3

Д4

Д2

Д3

Д1

Д3

Д2

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Д1

Д2

Д3

Д4

Д2

Д2

Д3

Д1

Д6

Д4

Д3

Д5

Д6

Д3

Д4

Климатические условия эксплуатации автомобилей характеризуются среднемесячными температурами, климатом и определяются для АТП на основе данных о районировании территории страны по климатическим районам. Климатические условия эксплуатации по вариантам представлены в табл. 1.5.

Табл. 1.5

Климатические условия эксплуатации автомобилей

Номер варианта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

У

У

ТВ

ТВ

Х

ОХ

УХ

Х

УТВ

ЖС

ОЖС

УХ

У

Х

УТ

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

ТВ

УТ

Х

У

УХ

ОХ

ЖС

УТВ

Х

УХ

У

Х

ТВ

ТВ

У

Примечание: У – умеренный; УТ – умеренно-теплый; УТВ – умеренно теплый влажный; ТВ – теплый влажный; ЖС – жаркий сухой; ОЖС – очень жаркий сухой; УХ – умеренно холодный; Х – холодный; ОХ – очень холодный.

Режим работы подвижного состава определяется числом дней его работы на линии в году и временем его в наряде (временем работы в сутки). Режимы работы подвижного состава необходимо принять по табл. 1.6.

Таблица 1.6

Рекомендуемые режимы работы подвижного состава

Тип подвижного состава

Режим работы

Число дней работы в году

Среднее время в наряде, ч.

Служебные и ведомственные легковые автомобили, грузовые, автопоезда и автобусы

305

10,5

Общего пользования грузовые автомобили и автопоезда

305

12,0

Маршрутные автобусы и легковые такси

365

12,0

Междугородные автопоезда

357

16,0

Внедорожные карьерные автосамосвалы

357

21,0

Режим технического обслуживания (ТО) и ремонта подвижного состава определяется видами ТО и ремонта, периодичностью технических воздействий, трудоемкостью их выполнения и продолжительностью простоя подвижного состава в ТО и в ремонте. Эти показатели определяются в процессе расчета производственной программы по ТО, годового объема работ по ТО и ремонту и численности производственных рабочих.

2. РАСЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО

ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И ДИАГНОСТИРОВАНИЮ

АВТОМОБИЛЕЙ

Производственная программа АТП по ТО характеризуется числом технических обслуживаний, планируемых на определенный период времени (год, сутки).

Сезонное техническое обслуживание (СО) совмещается с ТО-2 или ТО-1 и при определении производственной программы не учитывается.

Для текущего ремонта (ТР), выполняемого по потребности, число воздействий не определяется. Планирование простоев подвижного состава и объемов работ в ТР производится исходя из нормативов на 1000 км пробега.

Производственная программа по каждому виду ТО рассчитывается на год. Определение производственной программы базируется на цикловом методе расчета. Основная идея метода заключается в планомерном и цикличном повторении работ по техническому обслуживанию автомобиля с целью поддержания его работоспособности на высоком уровне. Под циклом понимается пробег автомобиля до его капитального ремонта (КР) или до списания, т. е. ресурсный пробег. В графическом виде последовательность работ по ТО автомобиля при цикловом методе расчета представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1 Пример циклового графика технического обслуживания автомобиля

Методика расчета производственной программы ТО на пробег до КР и на ресурсный пробег одинакова. Для всех типов подвижного состава, кроме автобусов, КР не предусматривается.

Цикловой метод расчета производственной программы ТО предусматривает:

- выбор и корректирование периодичности ТО-1,ТО-2 и ресурсного пробега для подвижного состава проектируемого АТП;

- расчет числа ТО на 1 автомобиль за цикл:

- расчет коэффициента технической готовности, годового пробега автомобилей и числа ТО на группу (парк) автомобилей.

Расчет программы для автопоезда проводится как для целой единицы подвижного состава.

2.1. Выбор  и корректирование нормативной периодичности ТО и ресурсного пробега

При расчете годовой программы необходимо предварительно определить нормативные значения пробегов автомобилей до списания и периодичности ТО-1 и ТО-2, с учетом табл. 1.1 – 1.6.

Скорректированные нормативные пробег (Lp) и периодичность ТО-1 и ТО-2 (Li) определяются с помощью  коэффициентов (табл. 1 прил. 1), учитывающих категорию условий эксплуатации (K1), модификацию подвижного состава (К2) и климатический район (К3):

(2.1)

(2.2)

где   – нормативный ресурсный пробег автомобиля, км, (табл. 2 прил. 1);

 – нормативная периодичность ТО i-го вида (ТО-1 или ТО-2), км (табл. 3 прил. 1);

Корректировка нормативного пробега автомобиля до КР (Lk) производится аналогично ресурсному пробегу. Допускаемое отклонение от нормативов периодичности ТО составляет ±10%.

2.2. Определение числа списаний, технических и ежедневных обслуживаний на один автомобиль за цикл

Поскольку в расчете цикловой пробег равен ресурсному пробегу (Lц = Lp), то число списаний одного автомобиля за цикл пробега будет равно 1. 

Число технических обслуживаний на один автомобиль за цикл определяется отношением циклового пробега к пробегу до данного вида обслуживания. В данном расчете число ТО-1 за цикл не включает число ТО-2.

Ежедневное обслуживание (ЕО) подразделяется на ЕОс, выполняемое ежедневно при возврате подвижного состава, и ЕОт, выполняемое перед ТО и ТР. Периодичность выполнения ЕОс принята равной среднесуточному пробегу.

Таким образом, число списаний (Nc), ТО-2 (N2), ТО-1 (N1), ЕОс (NЕОс) и ЕОт (NЕОт) за цикл на один автомобиль определяется по формулам 2.3 – 2.7:

(2.3)

(2.4)

(2.5)

(2.6)

(2.7)

где L1, L2 – соответственно скорректированные нормативные периодичности ТО-1 и ТО-2, км;

lcc   –  среднесуточный пробег автомобиля, км;

1,6 – коэффициент, учитывающий выполнение NЕОт при ТР.

Для автобусов за цикл принят пробег до КP (Lк). Кроме того, для автобусов пробег за цикл принимается равным ресурсному пробегу. Число КР (Nк), ТО-2 (N2); ТО-1 (N1), ЕОс (NЕОс); ЕОт (NЕОт) за цикл на один автобус определяется по формулам 2.3 – 2.7.

2.3. Расчет годовой программы по ТО и диагностированию
автомобилей

Для определения числа ТО за год необходимо определить годовой пробег автомобиля. Годовой пробег автомобиля определяется по формуле:

(2.8)

где Драб.г – число дней работы предприятия в году;

aт     – коэффициент технической готовности.

В курсовом проекте делается допущение, что технически исправный автомобиль обеспечен работой каждую рабочую смену

Похожие материалы

Информация о работе