Управление в логистической системе. Критерии эффективности логистического управления. Управление финансовыми потоками в логистической системе

Страницы работы

Фрагмент текста работы

4. УПРАВЛЕНИЕ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

В предыдущей главе логистическая, а точнее, макрологистическая система  рассматривалась с позиций системного подхода как совокупность элементов, выполняющих определенные функции, а также связей между этими элементами. При этом были умышленно опущены описания управляющего, информационного и финансового элементов, которые реализуют общесистемные связи между элементами, а самое главное, выполняют функции управления логистической системой.

Следует различать управление на уровне отдельного логистического элемента и управление на уровне логистической системы в целом.

Управление на уровне элемента заключается в обеспечении четкого выполнения им своих логистических функций и операций. Процесс управления здесь является одной из логистических функций, которая сводится к поддержанию элемента в работоспособном (жизнеспособном) состоянии для обеспечения эффективного пропуска или переработки материального потока, при сохранении или придании этому потоку заданных свойств или параметров.

Управление на уровне логистической системы в целом заключается в обеспечении устойчивого функционирования всей ЛС для эффективного обмена системы потоками сырья, готовой продукции и услугами с внешней средой – рынком. Кроме того, управление должно обеспечивать адаптируемость ЛС к изменяющимся условиям внешней среды (изменению спроса, снижению доступности источников сырья и т.п.) и поступательное развитие (воспроизводство) ЛС, т.е. расширение рынков сбыта, повышение качества продукции и услуг .

Логистическая система является управляемой и управляющей системой. Необходимость управления вызвана воздействием на ЛС целой совокупности факторов, порождающих отклонения в параметрах логистических процессов или логистических элементов от нормальных, нормативных или потребных значений.  Отрицательные последствия воздействия факторов внешней среды на ЛС называются вариабельностью логистических процессов. Вариабельность является универсальным и всеобщим свойством всех процессов, протекающих в естественных и искусственных средах [68].

Несмотря на то, что возможно существенное снижение уровня искусственной вариабельности посредством проектирования систем, устойчивых к воздействию факторов естественной вариабельности*, вариабельность, тем не менее, присутствует везде и всегда.

Внешние для ЛС факторы, вызывающие вариабельность процессов производства (транспортирования) и управления, можно укрупнено разделить на экономические, политические, правовые, технологические, социальные и экологические [28].

Экономические факторы необходимо рассматривать в многоаспектном плане: на уровне экономики страны в целом (курсы национальной валюты, уровень инфляции, темп прироста валового национального продукта, темп развития промышленного производства, состояние биржевых индикаторов и т.п.); на отраслевом и региональном уровнях (темпы и ограничения развития отдельных отраслей и территорий, динамика реструктуризации отраслей, инвестиционная политика в отраслях и регионах, динамика отраслевой производительности труда и т.д.); на уровне отдельных предприятий (состояние рынка труда, финансового рынка, банковской системы, рынка сбыта, конкуренции и т.д.);

Политические факторы, отражая общую политическую ситуацию в стране и мире, определяют поведение ЛС в плане принятия стратегических решений по расширению или свертыванию бизнеса, инвестиционной и финансовой политики, политики дистрибьюции, экспортно-импортных операций и т.д.

Правовые факторы определяются законодательными нормами. Основой правовой базы логистики в России являются Конституция РФ, Гражданский кодекс, налоговое, таможенное законодательство, законы о банках, биржах, закон об акционерных обществах, закон о транспорте и т.д.

Группа технологических факторов характеризует как общий уровень научно-технического потенциала страны, так и технологический уровень отдельных отраслей и инфраструктуры экономики, включая уровень развития транспортных, телекоммуникационных, информационно-компьютерных систем, электроники, а также интенсивность внедрения новых (инновационных) технологий и технических средств.

К социальным факторам относятся уровень миграции населения, динамика структуры рабочего и свободного времени, структура трудовых ресурсов и т.п.

Экологические факторы связаны прежде всего с изменениями климатических условий, ужесточением требований к производству и транспорту в плане уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду.

Большинство из перечисленных факторов вызывает т.н. естественную вариабельность логистических процессов. Она, как правило неуправляема, а уменьшение ее негативного воздействия на эффективность деятельности ЛС достигается за счет придания логистическим элементам свойства устойчивости к ее проявлениям (свойство робастности). Опыт показывает, что устойчивость ЛС выше, чем способность отдельно взятого предприятия сохранять устойчивость в рыночных условиях.

Искусственная вариабельность связана с несовершенством производственных и управленческих процессов. Продолжительность выполнения отдельных логистических операций различна и уже на стадии проектирования ЛС возникают значительные трудности определения, расчета необходимого количества логистических элементов в системе, а также сложности построения графиков согласованной работы этих элементов

Похожие материалы

Информация о работе