Рабочая программа по дисциплине «Концепции современного естествознания» (Содержание дисциплины. Методические материалы для текущего и рубежного контроля качества подготовки студентов), страница 4

Тема 18. Проблема происхождения жизни в свете  современной науки. Исторические предпосылки постановки проблемы и ее современное состояние. Определение жизни и становление биосферы Земли. Концепции голобиоза и генобиоза. Идеи биохимической эволюции Вклад отечественных естествоиспытателей в исследование проблемы происхождения жизни.    2ч.

Тема 19. Эволюционное учение Ч.Дарвина и его методологическая роль для развития биологической концепции. Становление идеи развития в биологии. Изменчивость, наследственность, естественный отбор и его основные факторы. Закон дивергенции.                                                                                                           2ч.

Тема  20. Синтетическая теория эволюции, ее основные факторы и движущие силы.

Становление общей теории эволюции. Основные положения синтетической теории эволюции. Коэволюция и принципы гармонизации эволюционных процессов. 2ч 

Тема 21. Концепция антропогенеза. Человек как предмет естественнонаучного познания. Основные гипотезы происхождения человека. Антропологическая концепция  гармонизирующей эволюции.                                                               2ч  

Тема 22. Биосоциальная природа человека. Специфика отношения человека с природой. Социальная среда и формирование человеческих качеств. Биологическое и социальное в человеке. Биоэтика  и современные биомедицинские технологии.   2ч.

Тема 23. Концепция биосферы. Формирование представлений о биосфере. Автотрофы и гетеротрофы. Атмосфера, гидросфера, литосфера. Биоценоз, гелиобиология. Вклад отечественных естествоиспытателей в становление и  развитие  учения о биосфере.                                                                                                   2ч.

Тема 24. Переход биосферы в ноосферу. Понятие «ноосфера». Принцип Реди. Учение  о ноосфере и его мировоззренческое значение. Условия и предпосылки перехода биосферы в ноосферу.                                                                              2ч.

Тема 25.Концепция экологии. Экология как область научного знания и опыта. Экологические системы и их устойчивость. Закон необходимого экологического разнообразия и его методологическая роль. «Римский клуб» и его экологические прогнозы.                                                                                                                    2ч.

Тема 26. Инженерная  экология и здоровье человека. Проблема рационального природопользования. Отношения человека: «человек – атмосфера», «человек –гидросфера», «человек – литосфера» как уровни экологической системы.. Основной термодинамический принцип для живых систем. Здоровый образ жизни и биоэтика.                                                                                                                              

2ч.

Тема 27. Информационная картина мира.  Понятие «информация». Адаптация и понятие обратной связи. Гомеостаз. Оптимизация и системы управления. Информационные процессы в сложных динамических система. Управление и информация.                                                                                                               2ч.

Тема 28. Мировоззренческое  и методологическое значение кибернетики для современной науки и культуры. Специфика кибернетики как формы научного знания и основные понятия ее характеризующие. Влияние кибернетики на  развитие методов научного познания: формализации, моделирования, структурно-функционального подхода.  Влияние кибернетики на развитие  современного естествознания. Кибернетика и  научно-технический прогресс.                         2ч.

Тема 29. Синергетическая картина мира. Самоорганизация и основные понятия ее характеризующие: порядок, хаос, бифуркация, диссипативные структуры, открытые системы, флуктуации, неравновесные системы  и их особенность. Самоорганизация как  основа и движущая сила эволюции систем в неживой и живой природе.    2ч.