Бурение разведочной скважины в Ярактинской области на Ярактинской площади, страница 3

В пределах названных транспортных артерий создан крупный промышленный потенциал (Братский промышленно-энергетический комплекс, Коршуновский горнообогатительный комбинат, группа крупных машиностроительных, химических и угледобывающих предприятий вдоль Транссибирской магистрали – Тайшет, Усолье, Ангарск и др., и, наконец, – Иркутский промышленный узел). Поэтому вопросы снабжения Ярактинской площади горючим, цементом, химическими реагентами, стройматериалами и техникой могут быть решены на областном уровне. Однако, по достижении названных грузов г. Усть-Кута (это возможно круглогодично) возникает острейшая проблема дальнейшей их транспортировки.

В период навигации (середина мая – октября) они могут перевозиться на баржах по р. Лена до пос. Марково, в зимнее время – автомашинами от Усть-Кута до Марково. Из Марково – по зимникам транспортировка грузов возможна с декабря по март, а летом – вездеходами только в сухое время года. Малогабаритные грузы и рабочие вахты могут доставляться из пос. Марково на площадь месторождения дорогостоящим вертолетным транспортом. Расстояние от пос. Марково до месторождения составляет 80 км; примерно такую же протяженность имеет нефтенасыщенная часть Ярактинского месторождения; поэтому протяженность зимников может достигнуть 150 км.[27]

Рис.1. Обзорная карта Иркутской области

Район Ярактинского месторождения входит в состав Приленской возвышенности – слабовсхолмленной равнины с плоскими водоразделами, расчлененными глубоко врезанной гидросетью. Средняя высота водоразделов составляет 550-600 м (до 650 м), а отметки урезов воды рек близки к 400 м.

С юга и севера площадь месторождения окаймляется реками Нижняя Тунгуска и Непа, которые здесь несудоходны даже в период весеннего паводка; тем не менее, они, равно как и многочисленные притоки названных рек, в периоды половодий представляют серьезное препятствие для наземного транспорта, а зимой большинство мелких рек промерзает полностью.

Климат района резко континентальный с резкими колебаниями суточных и сезонных температур с продолжительной холодной зимой и сухим жарким летом.

Самыми холодными месяцами года являются декабрь и январь, когда температура воздуха падает до –50-550С. Продолжительность отопительного сезона достигает 250 и более суток. Максимальные температуры наблюдаются в июне-июле и достигают 30-350С. Среднегодовая температура в районе составляет –3,50С.

Количество осадков – 350 мм в год, большая часть их приходится на летне-осенний период. Невысокий снежный покров держится с середины октября до начала мая, его высота достигает 1 м, что в совокупности с низкими зимними температурами обуславливает глубокое промерзание грунта, причем, если на относительно открытых южных склонах водоразделов мерзлота оттаивает в июле, то на залесенных северных склонах она держится круглогодично.

Территория месторождения покрыта, в основном, хвойным (сосна) лесом, местами представляющим промысловую ценность.

Населенные пункты в районе месторождения отсутствуют и оно удалено от ближайшего из них – Марково – на 80 км.

Энергоснабжение буровых и эксплуатационных работ осуществлялось исключительно ДВС. ЛЭП-110 от Усть-Кута до Киренска создает перспективу использования электроэнергии при освоении всех месторождений Ярактинской зоны, включая и Марковское.

Водоснабжение в период разведки Ярактинского месторождения осуществлялось летом из естественных водотоков или (зимой) из скважин глубиной до 200 м.[18]


2. Геологическая часть

2.1 Геолого-геофизическая изученность Ярактинской нефтегазоносной зоны

2.1.1 Изученность геофизическими методами

С конца 50-х годов значительно расширяются геофизические исследования и в рассматриваемом районе.

В 1956 г. район Ярактинского месторождения покрыт аэромагнитной съемкой масштаба 1:1000000 (Якутская аэромагнитная партия – В.И. Блюменцвайг).