Вопросы № 1-32 к экзамену по дисциплине "Культурология" (Понятия культуры и цивилизации. Тенденции развития культуры в XX веке). Вопросы для самостоятельной работы. Темы курсовых работ, страница 8

Характерные особенности Северного Возрождения.                           

Меценатство при дворах герцогов Бургундских и Франциска I, влияние реформационного движения в Германии и Голландии, развитие светских жанров в искусстве. Мастера Северного Возрождения: братья Лимбурги, Ян ван Эйк, П.Брейгель, И.Босх, А.Дюрер.

Эпоха Просвещения.                                                                          

«Век Разума», значение научных открытий для формирования новой картины мира, идея прогресса человечества и разумного устройства общества. Идеалы «Века Утопий»: основные понятия и просветительские идеи Руссо, Вольтера, Монтескье, Дидро и  «энциклопедистов», деятельность масонов. Сады Просвещения как «утопия места». Рационализм и мистицизм. Барочное искусство как отражение мировоззрения эпохи: расцвет светской культуры и дворцовых празднеств, синтез искусств (появление балета и оперы), барочная живопись (П.П.Рубенс, Дж.Б.Тьеполо), барочная музыка (Бах, Моцарт). Рококо. Классицизм как оппозиция барокко и его идеалы. Эстетика классицизма в театре (Расин, Корнель), в живописи (Ж.-Л. Давид, Н.Пуссен, К.Лоррен), в архитектуре (Ленотр). Ампир.

Великие мастера Нового времени: Рембрандт, Веласкас, Эль Греко и др.              

Культура XIX – нач.XXв.                                                        

Промышленные революции и развитие научно-технического прогресса. Развитие естественно-научных знаний, расцвет социально-экономических учений. Эпоха революций (социальных, промышленных, научных, художественных), попытки воплощения утопических идей. Утопические программы модернистов по изменению мира посредством искусства, футуризм и революции в Европе. Влияние революций и I мировой войны на развитие европейской культуры. Многообразие стилей в искусстве Нового времени как отражение изменений ценностных ориентиров и появления новых художественных задач (от романтизма к модернизму).

Культура XX века.                                                                    

Развитие мирового диалога культур. Авангард как реакция на НТР: развитие нефигуративных форм искусства, отказ от повествовательности в литературе, появление новых музыкальных форм. Развитие средств массовой информации как орудия идеологического воздействия. Рождение тоталитарных общественных систем в XXв., использование ими авангардной эстетики. Роль искусства во внедрении нового образа действительности в сознание масс. Развитие средств массовой информации как орудия идеологического воздействия. Возврат к фигуративному искусству после II мировой войны. Экзистенциализм и отражение его философии в творчестве.

Постмодернизм. Характерные особенности, многообразие форм (от поп-арта до хэппенинга). Появление массовой культуры.

Феномен массовой культуры.                                                  

Концепция элитарной и массовой культуры Х. Ортеги –и-Гассета («Дегуманизация искусства», «Восстание масс»). Массовая культура индустриального общества и проблема духовного потребительства. Манипулятивная функция массовой культуры. Кич. Формы массовой культуры.

Культура и глобальные процессы современности.                       

Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Модернизация как форма культурной универсализации: естественная эволюционная модернизация и целенаправленнное внешнее влияние на культуру. Проблемы культурной самоидентичности. Аккультурация и вестернизация: причины, следствия. Идеология глобального сверхобщества и антиглобалистское движение. Культурный аспект политики глобализма.