Вопросы № 1-32 к экзамену по дисциплине "Культурология" (Понятия культуры и цивилизации. Тенденции развития культуры в XX веке). Вопросы для самостоятельной работы. Темы курсовых работ, страница 6

Этапы развития китайской цивилизации. Представления о мироздании (инь и янь, пять первоэлементов). Государство, общество и человек в древнем Китае. Культурное пространство Поднебесной: принципы конфуцианской этики: понятие гуманности и долга, этико-ритуальные нормы. Влияние конфуцианства, даосизма и буддизма на художественную культуру. Развитие поэтической традиции, её связь с живописью и каллиграфией. Научные достижения. Памятники архитектуры (Великая китайская стена, Запретный город в Пекине и ворота Тяньаньмэнь, пагоды).

Античная культура. 

Понятие «античность». Характерные черты античной цивилизации и её хронологические рамки. Цивилизация и варвары. Античный тип мышления. Агональность античной культуры. Особенности античного политеизма. Наследие античности в эпоху Возрождения, эпоху Классицизма, в современном мире.                                                                                              

Культура Древней Греции.                                                                      

Роль наследия Древней Греции в мировой культуре: влияние на искусство и религию Древнего Рима, образ греческой культуры. Этапы развития древнегреческого общества. Античный полис: политические системы греческих городов-государств (Афины, Спарта), законы Солона и Ликурга и рождение гражданских прав, граждане и не граждане, права и обязанности гражданина.  Классическое наследие Древней Греции: архитектура (Афинский Акрополь), скульптура (Поликлет, Мирон, Фидий, Пракситель), философия (Сократ, Платон, Аристотель), поэзия (Гомер, Гесиод, Сафо), театр (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан) и др.

Эллинистическая культура.                                                                    

Взаимовлияние греческой и восточной культур после походов АлександраМакедонского, смешение культов, особенности эллинистического искусства (Агессандр, Пегамский алтарь, танагрские статуэтки). Расцвет культуры в Александрии Египетской.

Семь чудес света Древнего мира.

Культура Древнего Рима.                                                                          

Культура этрусков и её влияние на развитие римской культуры и искусства. Этапы развития римской культуры и сложение мировой империи. Граждане Рима: патриции и плебеи, гражданский долг и доблести как выражение системы ценностей. Римская религия («домашние» боги, двойной пантеон, государственные культы, христианство в Риме). Римское право, законы 12 таблиц. Ораторы Рима (Цицерон). Зрелища в Риме. Литературное наследие: поэты «золотого века» Августа (Вергилий, Гораций, Овидий). Город на семи холмах и его памятники: дворцы Палатина, римский Форум, Колизей, Пантеон, колонна Траяна, триумфальные арки, акведуки и т.д.

Зарождение христианства.      

Предпосылки: появление монотеистических религий, развитие философских идей в эпоху эллинизма и сложение новой системы ценностей. Проникновение христианского вероучения в Римскую империю, формирование христианской церкви и укрепление её политического влияния. Социальная база христианства. Течения и ереси в христианстве.

Средневековая культура. 

Культура западноевропейского Средневековья.                                    

Развитие культуры в Европе после падения Римской империи. Сложение новых общественных отношений. Корпоративная структура средневекового общества: корпорации, их влияние на формирование мировоззрения человека, его образ жизни, кодекс поведения. Рыцарская культура: игровые формы рыцарской культуры как принцип сословного поведения (война, турнир, подвиг, обет, куртуазность), культ Прекрасной Дамы, образцы рыцарства в рыцарском эпосе («Песнь о Роланде», «Тристан и Изольда»). Праздничная культура Средневековья: связь праздника с языческими культами, церковные мистерии, карнавалы, шутовские фестивали и их символика. Церковь: формирование христианской системы ценностей, проповедники, монастыри, святые, церковь и государство, инквизиция как орудие укрепления власти церкви. Средневековое образование: схоластика, её направления и центры. Особенности средневекового мировоззрения: универсализм, христианский символизм и картина мира.