История создания и развития железных дорог в мире (основные даты и сведения)

Страницы работы

Содержание работы

История создания и развития железных дорог в мире (основные даты и сведения)

Для перевозки руды, угля и др. грузов из мест добычи в места их переработки издавна применялись вагонетки, перемещаемые по деревянным рельсо-лежневым путям усилиями людей, лошадей или с приводом от водяных колёс (механическая энергия перепада воды). В конце 18-го века начали применяться чугунные рельсы в виде желоба в сечении, позже – грибовидные, а у колёс вагонеток появились внутренние гребни для их удержания внутри колеи.

К началу 19-го века в мире, особенно в Западной Европе, установились капиталистические отношения, увеличилось производство изделий, заработали многочисленные фабрики и заводы. На них для облегчения ручного труда стали применяться стационарные паровые машины – тепловые поршневые двигатели для преобразования водяного пара в механическую работу. Впервые проект такого двигателя разработан русским учёным И.И. Ползуновым в 1763 г., а их массовое применение началось после создания опытных образцов английским механиком Дж. Уаттом в 1774-1784 гг. В его честь единица мощности 1 лошадиная сила (л. с.) заменена на 1 Ватт. В это же время паровые и газогенераторные двигатели начали устанавливать на транспортные средства, появились паровые авто – локомобили. Потребовались и новые виды машин для массовой перевозки грузов и пассажиров. В России в Санкт - Петербурге в 1809 г. был основан Корпус инженеров путей сообщения (сухопутных, железнодорожных и водных). Развитие новых видов транспорта в России задержало нашествие французских войск в 1812 г.

Первые паровые машины для передвижения по рельсам были предложены и построены в Англии: в 1803 г. (Р. Тревитик), в 1811 г. (Бленкинсон), в 1814 г. (Дж. Стефенсон) и др. В 1812 г. построен 1-й в мире опытный участок ж.д. Мидлтон – Лидс. В 1823 г. Стефенсон основал 1-й завод для постройки паровозов, а в 27.09.1825 г. открыл 1-ю в мире ж. д. общего пользования Стоктон - Дарлингтон длиной 21 км. Английские паровозы стали закупать другие страны Европы и Америки. Магистральные ж.д. общего пользования с паровой тягой появились в 1830 г. в США, в 1832 г. – во Франции, в 1835 г.-- в Бельгии и Германии, в 1837 г. – в Австрии и в России (ж.д. Санкт-Петербург – Царское село длиной 27 км., ширина колеи 1829 мм), позже и в других странах мира. Промышленные паровые ж. д. в России начали работать с 1834 г. на уральском Нижне-Тагильском заводе после создания первого в России паровоза (механики отец и сын Черепановы). На Западной Украине, входившей в состав Австро-Венгерской империи, первая ж.д. Вена-Львов открыта в 1861 году.

В промышленно развитых странах также начат выпуск подвижного состава и других технических средств, применены новые системы торможения, безопасности (электрожезловая) и сигнализации, габариты, отраслевая нормативная документация (ПТЭ, инструкции и др.), телеграфная и радиосвязь. Большой вклад в развитие ж. д. внесли русские учёные и инженеры Мельников П.П., Журавский Д.И., Волков М.С, Бородин А.П, Белелюбский Н.А, Крафт Н.О., Петров Н.П., Щукин Н.Л., Ломоносов Ю.В, др. В 1844 г. на Александровском чугунолитейном заводе в Санкт-Петербурге начато серийное производство паровозов и вагонов для ж.д. России. В 60-х гг. 19-го века изготовление паровозов в России началось и на других заводах и до 1917 г. их количество превысило 13,5 тыс. В 1851 г. начала действовать магистральная ж.д. Санкт-Петербург – Москва длиной 650 км, ширина колеи 1524 мм. (в середине 20-го века российские ж.д., в т.ч. в Украине, в связи в увеличением скоростей движения по ним были перешиты на ширину 1520 мм). После затруднений с доставкой войск и вооружения во время Крымской войны с англо-французскими войсками было начато строительство ж.д. Москва – Севастополь и в 1851 г. созданы ж.д. войска и служба военных сообщений (ВОСО). В 1865 г. создано министерство путей сообщения (МПС). Всё это значительно способствовало победе России в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

К 1860-му г. длина ж.д. в мире превышала 100 тыс. км, из них половина – в США, 17 тыс. км – в Великобритании, 11 тыс. км – в Германии, 1590 км. – в России. Быстрому строительству ж.д., особенно в сложных горных условиях, способствовало использование изобретения Нобеля – динамит. Строительство и использование ж.д. привело к резкому сокращению сроков доставки пассажиров и грузов, увеличению их объёмов. Это способствовало развитию путешествий, межгосударственных связей и промышленности.            Наиболее интенсивный период строительства ж.д. в России (в т.ч. в Украине) были 1865-1916 гг. В 1880 г. в Киеве создана 1-я в мире паровозоиспытательная станция, а в 1882 г. в Киеве –1-я в России линия электротрамвая. В 1903 г. от Забайкалья на Харбин и Порт-Артур построена Китайско-Восточная ж.д. (КВЖД). С 1891 по 1916 гг. в России была построена Транссибирская магистраль Челябинск - Владивосток длиной .свыше 9 тыс. км. Её строительство замедлили русско-японская и 1-я мировая войны. К 1913 г. ж.д. России составляли более 70 тыс. км, из них 85% -- в европейской части страны.

Начали появляться проекты новых локомотивов для замены паровозов с низким к.п.д. В 1876 г. в России на основе работ изобретателя 1-го электродвигателя Якоби инженер Пироцкий создал действующий образец 1-го в мире электровоза (позже параллельно Сименс в Германии и Эдисон в США реализовали аналогичные проекты). В самом конце 19-го века русский военный инженер Одинцов А.И. предложил проект локомотива с двигателем на жидком топливе, названый позже тепловозом (чему способствовало появление автомобильных ДВС и и создание в Германии Рудольфом Дизелем двигателя с самовоспламенением нефтяного топлива от сжатия). Однако царским правительством проект тепловоза Одинцова не был реализован, а в 1914 г. началась 1-я мировая война с большим ущербом для ж.д. России.

Похожие материалы

Информация о работе