Железнодорожный транспорт: основные понятия

Страницы работы

Содержание работы

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

          ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА – проложенный на местности стальной рельсовый путь, предназначенный для движения железнодорожного подвижного состава с комплексом технических средств для обеспечения её эксплуатации, перевозки пассажиров и грузов. Железные дороги по назначению делятся на магистральные (общего пользования), промышленные (собственные и подъездные пути промышленных предприятий), военные (подчинённые Министерству обороны) и городские (метрополитен, трамвай). При наличии устройств для подачи на специально предназначенный неавтономный тяговый подвижной состав электрической энергии железная дорога называется электрифицированная.

          ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ (ЖДТ) – отрасль народного хозяйства с государственным управлением, подчиненная в Украине Министерству транспорта и связи, в Российской Федерации – Министерству транспорта (до 2004 года – Министерству путей сообщения). Вместе с другими видами транспорта (автомобильным, водным – морским и речным, воздушным, трубопроводным) ЖДТ входит в единый транспортный комплекс страны. В Украине оперативное управление работой магистрального ЖДТ выполняет Государств. администрация железнодорожного транспорта (Укрзалізниця, Киев) через управления 6-ти железных дорог: Юго-Западной (г.Киев), Южной (г.Харьков), Донецкой (г.Донецк), Одесской (г.Одесса), Приднепровской (г.Днепропетровск), Львовской (г.Львов)

ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ (ПС) – транспортные средства, предназначенные для перемещения по ж.д. путям или беспутевым устройствам (на магнитном подвешивании), которые имеют унифицированные (одинаковые) устройства для сцепления между собой и приборы торможения движения. ПС делится на виды:

1) тяговый подвижной состав (ТПС), или самоходный ПС, который кроме указанных выше устройств имеет также устройства для управления движением, создания и реализации силы тяги и передачи мощности (локомотивы, автономные и моторные вагоны, специальные путеремонтные машины, краны на ж.д. ходу),

2) мотор-вагонный подвижной состав (МВПС) – электропоезда и дизель - поезда, имеющие в своём составе как тяговые моторные вагоны, так и прицепные безмоторные. Во всех этих вагонах имеются места для пассажиров, а в головных вагонах – кабины для локомотивных бригад и отсеки силового оборудования.

3) не тяговый подвижной состав, который не имеет привода колёсных пар. Это все виды безмоторных вагонов и несамоходные единицы специальной техники.

ЛОКОМОТИВ – одно-, двух- или много секционное силовое тяговое средство ТПС, предназначенное для перемещения по ж.д. путям не тягового подвижного состава. По принципу создания и реализации силы тяги локомотивы делятся на автономные, которые имеют собственную силовую установку для преобразования энергии и обеспечения движения -- паровозы, газотурбовозы, тепловозы, мотовозы, автономные секции гибридных промышленных тяговых агрегатов, контактно-аккумуляторные (КАЭ) и комбинированные локомотивы и неавтономные, которые получают энергию извне и имеют оборудование для создания тягового усилия и обеспечения движения. По видам передачи мощности на движущие колеса они бывают пневматические, тепловые (паровые, газовые, с ДВС), электрические (контактные, аккумуляторные), комбинированные. По видам работ они бывают пассажирские, грузовые, маневровые, подталкивающие, горочные, универсальные.

ПОЕЗД – сформированный и сцепленный между собой состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, которые имеют: общую тормозную систему, установленные сигналы (обозначение концевой единицы), чётный или нечётный номер по графику движения, пункт назначения и готовые к отправлению (для маневровых поездов – только два последних условия). Каждая единица состава поезда должна отвечать требованиям габаритов железных дорог и Правилам технической эксплуатации (быть технически исправной, без перегрузки и с надежным закреплением груза, иметь соответствующий трафарет). Борта, люки, дверь, крышки ПС должны быть закрыты. Негабаритные, разрядные и опасные грузы поездов должны отвечать требованиям Правил их перевозок. Одиночный локомотив или другая единица тягового подвижного состава с установленными сигналами, который отправляется на перегон и следует по нему резервным пробегом, также является поездом.

По видам перевозки (выполнения работы) поезда есть пассажирские (скоростные, ускоренные, обычные пассажирские, дальние, летние, транзитные, местные, межобластные, пригородные, людские, рабочие, военные и другие специальные), грузовые (передаточные, сборные, вывозные, транзитные, литерные, диспетчерские, хозяйственные, вертушки и т.п.), маневровые (вытяжные, горочные, деповские, др.), комбинированные.

Пассажирские поезда бывают обычной длины, длинносоставные, повышенной длины (>19 вагонов), соединенные. Они имеют локомотивную и поездную бригады.     Грузовые поезда бывают порожние, груженые, длинносоставные с кратной тягой, двойные, соединенные. Локомотивы грузовых поездов обслуживаются локомотивными бригадами, а в зависимости от вида грузового поезда они могут иметь рабочих специальных вагонов (при их наличии в составе поезда), стрельцов железнодорожной охраны (по необходимости).

Управление поездом по перегонам и раздельным пунктам участков железных дорог осуществляют работники служб движения согласно графика (поездные диспетчеры, дежурные по станциям и др.), а техническое обслуживание поездов на станциях - рабочие вагонного хозяйства. На маневровых поездах, кроме локомотивной бригады (или машиниста без помощника - работа в одно лицо) может быть составительская бригада (составитель и сцепщик).

РАЗДЕЛЬНЫЙ ПУНКТ (РП) – объект железной дороги с путевым развитием и имеющий технические средства для регулирования движения поездов и обеспечения его безопасности (узел, станция, разъезд, обгонный пункт, путевой пост, проходной светофор, граница блок-участка при автоблокировке). Железнодорожный узел - это РП, от которого железнодорожные пути отходят более чем в двух направлениях.

СТАНЦИЯ (С) – раздельный пункт железной дороги, предназначенный для приёма, отправления, скрещения и обгона поездов, приема и выдачи грузов, обслуживания пассажиров, а по назначению – также для формирования и расформирования составов поездов, их технического обслуживания. Скрещение поездов – их проход по путям раздельных пунктов (или на двухпутных вставках однопутных линий) или по встречным путям двухпутных линий в одном месте в противоположных направлениях.

ПТЭ – Правила технической эксплуатации железных дорог.

Похожие материалы

Информация о работе