Тарифная политика. Есть ли смысл в торговле дымом?

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Тарифная политика. Есть ли смысл в торговле дымом?

Повышение эффективности функционирования электроэнергетики, резкий рост инвестиций в нее, выбор стратегически правильных решений по ее развитию, механизмов и структуры управления сегодня имеют ключевое значение для будущего не только электроэнергетики, но и всей экономики страны в целом /Л1/.

Эти проблемы, процитированные из статьи академика О.Фаворского, могут быть решены, по мнению руководства менеджмента РАО "ЕЭС России", путем повышения тарифов на электроэнергию и доведения их до "мирового уровня", причем как можно быстрее. В 2000 г. цена на Федеральном оптовом рынке электроэнергии и мощности в России была повышена в 1,56 раза /2/ и если бы РАО сохранило темп, то в 2003 г. году тарифы превысили бы мировой уровень. Что такое мировой уровень тарифов для России? Напомним наш опыт: уровни цен на энергоносители в России в 1996 г. составляли: на бензин-197%, диз. топливо-139% и мазут топочный -106,9%; а на уголь 99,1 % от мировой цены. Цена на газ тогда приблизилась к предельному, по-видимому, для России уровню = 66,6%, темп роста тарифов на электроэнергию превышал темп роста цен на промышленную продукцию в 2 раза / 3/ и цена на электроэнергию к 1998 г. в отдельных регионах превысила мировой уровень. Опыт печальный-кризис 1998 г.

Что такое мировой уровень тарифов?

Сейчас цена на электроэнергию на Федеральном Оптовом Рынке Электроэнергии и Мощности ФОРЭМе (от лучших электростанций России, принадлежащих РАО "ЕЭС России") составляет более 10 долл/ 1000 кВт. АО-Энерго в регионах перепродают эту энергию в 2-3 раза дороже. Приведенные к одноставочным, тарифы для промышленных предприятий в регионах Европейской части России давно превысили 50 коп/ кВт.ч, а в некоторых областях достигли 75-90 коп /кВт.ч.( или 3 цента/кВт.ч). То есть, чтобы достичь уровня тарифов в США для крупных промышленных предприятий надо наши тарифы увеличить в 2-3 раза.

Табл. МИРОВОЙ УРОВЕНЬ ТАРИФОВ

Страны

Промышленность, Цент/кВт*ч

Домашнее хозяйство Повышающие коэффициенты

Дания

5.8

2.8

Германия

8.9

1.9

Италия

9.3

1.57

США

4.8

1.75

Табл. из книги "Практические рекомендации по использованию методов оценки экономической эффективности инвестиций в энергосбережение". Н.Н. Кожевников, Н.С. Чинакаева, Е.В. Чернова. Пособие для ВУЗов, МЭИ. Москва 2000.

Повышение тарифов дает кратковременный эффект повышения прибыли энергосистемы и не позволит решить проблемы инвестиций в обновление энергетического оборудования, так как вслед за повышением тарифов будут расти цены и на оборудование и на услуги. Эта гонка в никуда…

Сделаем оценку допустимого уровня повышения тарифов Имеющиеся оценки /3/ показывают, что при максимальных темпах роста промышленного производства в 8% в год Россия догонит по жизненному уровню не самые богатые страны Европы: Грецию, Португалию только к 2020 году. Исходя из этого, и надо, по-видимому, решать: Насколько повышать тарифы Газпрому Если принять, что мировая цена за газ составляет 100-120 долл/ 1000 м3, а стоимость транспорта максимум = 20 долл/1000 м3/ 1000 км /3/, то цена на газ в России не должна превышать 60 долл/1000 м3. Если в настоящее время цена на газ составляет около 20 долл / 1000 м3, и цену на газ повышать равномерно до 2020 г., то ежегодный процент повышения Газпромом цены на газ внутри России по отношению к 2000 г. составит 10,5%/год, а при одинаковом проценте повышения ежегодное повышение цены не должно превышать 6,5 %.

Что мы можем позволить РАО "ЕЭС России"?

Если цены повышать равномерно в течение 19 лет, то процент повышения составит к 2000 г. 5,3% /год, а в относительных процентах будет только 3,6% повышения цены в год! Если процент повышения цен для населения будет 8%, а "допустимый" % для РАО составит 3,6%, то для промышленности стоимость электроэнергии надо повышать в меньшей степени, то есть меньше чем 3,6%, для того чтобы постепенно поставить на основание перевернутую "пирамиду" тарифов. Как всем известно, промышленное предприятие получает энергию по более высокому тарифу, чем население, а во всем мире было соотношение противоположное (см. Табл.). * Отметим, что приведенная здесь оценка была сделана в 2001 г. В 2003 г. Правительство РФ приняло решение о предельном повышении тарифов на газ на 20% в год, а для электроэнергии на 14% в год. Если учесть прогноз годового уровня инфляции в 12%, то наша оценка примерно совпала с решением Правительства. Однако это не означает, как думает большинство депутатов в государственной Думе, что в регионах не должно быть повышения тарифов выше указанного уровня. Должно! Потому что, уровни тарифов в некоторых регионах значительно "отстали". Надежды руководства РАО "ЕЭС России" решать проблемы развития энергетики за счет безудержного роста тарифов не оправдались.

Во время долгого обсуждения и отчаянного сопротивления специалистов-энергетиков приняты основные предложения РАО по реструктуризации энергетики России и развитию энергетического рынка. В дополнение к существующему оптовому рынку электроэнергии (ФОРЭМ) будет вводиться увеличение продаж электроэнергии по свободным ценам на 10%, 15% и так далее. При отсутствии инвестиций в Большую энергетику, продолжающемся старении оборудования, будет продолжаться уменьшение располагаемой мощности энергосистем. При этом увеличение продаж электроэнергии на свободном рынке означает только одно - увеличение затрат потребителей, более быстрое, чем увеличение регулируемых тарифов. Решение проблемы обеспечения энергоснабжения экономики России просматривается в двух направлениях: 1) стимулирование строительства новых "независимых" от энергосистем энергопроизводителей и 2) резкое усиление энергосбережения. Предлагается на рынке электроэнергии продавать только объем электроэнергии от вновь вводимых электростанций и избыток электроэнергии, появляющийся за счет энергосберегающих мероприятий.

Похожие материалы

Информация о работе