Тарифная политика. Есть ли смысл в торговле дымом?, страница 3

  • Лимиты электропотребления установить для государственных предприятий в обязательном порядке.
  • Для предприятий негосударственной формы собственности определять лимиты по желанию.
  • Величину лимита установить на 15-20% выше потребляемого (временная фора).
  • Установить ежегодный объем снижения энергопотребления по регулируемым тарифам для предприятий всех форм собственности.
  • Старт торговли энергосбережением в регионе назначить через 1-2 года, после решения всех законодательных и нормативных процедур.
  • Лимит энергопотребления устанавливается после проведения энергоаудита и подтверждения Энергетического баланса предприятия Госэнергонадзором.

Лимиты могут уменьшаться в среднем на 4%-10% ежегодно. Предлагаемый ориентир: удельные нормы энергопотребления на уровне мировых стандартов (США, Дания) должны быть достигнуты в 2020 г. Аналог предлагаемого решения В США пытались стимулировать и регулировать энергосбережение, как и экологические показатели, административными мерами, но эти меры становились все более дорогостоящими и неэффективными, а число "контролеров" быстро увеличивалось. Потом в США подошли к этой проблеме с "капиталистических" позиций. Для энергопроизводящих предприятий (ТЭС, ТЭЦ, Котельных) в Калифорнии были установлены квоты на выбросы в воздух СО2. За превышение квот установлены штрафы. Если в результате энергосберегающих мероприятий уменьшаются выбросы СО2 больше, чем установленная величина для этого предприятия в этом году, то разницу можно продать, квотами можно торговать. Сейчас заключены фьючерсные контракты на торговлю квотами уже на 2009-2010 гг. Это у них называется "Emissions Trading" или по-нашему: "Торговля дымом". В целом установленное ежегодное снижение выбросов в атмосферу выполняется.

В нашем случае штрафом, в случае превышения предприятием лимита потребления дешевой "тарифной" электроэнергии, будет необходимость приобретения электроэнергии "на рынке". Предполагается, что купить "квоту",- объем сэкономленной в результате энергосбережения лимитированной дешевой "тарифной" электроэнергии будет дешевле, чем покупать на свободном рынке.

Если энергосбережение станет товаром, то в процесс энергосбережения неизбежно будут включены не только главные энергетики, но и юристы, экономисты и директора предприятий, что будет способствовать успеху.

Литература 1. О. Фаворский, "Повышение эффективности энергетики- стратегическая задача государства", "Газотурбинные технологии. Ноябрь-декабрь 2000 г. 2. А. Козловский, А Сальников. Вологодская энергетическая программа. "Газпромэнерго". Газотурбинные технологии. Ноябрь-декабрь 2000 г. стр. 30. / 3. Топливно-энергетический комплекс России. Современное состояние и взгляд в будущее. Под ред. А.П. Меренкова. СО РАН. Новосибирск 1999./ 4. И. Белоусенко и др. От энергетики газовой промышленности-в энергетику России. Газотурбинные технологии. Июль-Август 2000 г. 5. В.Особов, И.Особов. Инвестиционная привлекательность проектов газотурбинных и парогазовых энергетических установок. Газотурбинные технологии. Январь-февраль 2000 г. 6. Реструктуризации, одна за другой. Андрей Шмаров. "Эксперт" №20. 28 мая 2001 г

Грицына В.П., к.т.н. начальник отдела энергетического аудита