Политическая система общества. Религиозные конфессии (РК). Типы взаимодействия государства и религиозных конфессий, страница 4

б) имеют одинаковую внутреннюю структуру:

§  имеют гипотезу (указание на условие их действия и круг лиц на которых норма распространяется);

§  диспозицию, т.е. само правило поведения (указание на то, что делать нельзя, что делать можно или что делать должно);

§  санкция, т.е. та часть нормы, которая содержит в себе указания на возможность наступления неблагоприятных последствий при нарушении социальной нормы.

2)  повторяемость. Данное качество означает, что норма действует там и тогда, где и когда возникает жизненная ситуация, совподающая с ситуацией смоделированной в гипотезе.

3)  Социальная норма не имеет индивидуально определенного адресата, т.е. адресат социальной нормы определен с помощью типовых признаков (это могут быть гражданство, место нахождения, пол, состояние здоровья, возраст, служебное положение и т.п. признаки).

4)  Все социальные нормы обязательны в силу наличия в их структуре санкций. Санкция реализуется тем авторитетом, который установил ту или иную социальную норму.

Содержание санкции может варьироваться от общественного осуждения (за нарушение норм морали) до смертной казни (за нарушение норм права).

Правовые нормы, обладая всеми вышеуказанными свойствами занимают в регулятивной подсистеме центральное место и играют решающую роль в силу следующих их особенностей:

  1. это единственный вид социальных норм, защищаемых от нарушения государством;
  2. правовые нормы обладают свойством общеобязательности, т.е. в отличие от других видов социальных норм они имеют максимально широкий круг адресатов;
  3. социальные нормы формализованы, т.е. они обладают четкими процедурами создания, изменения, отмены и применения;
  4. правовые нормы обладают иерархией, т.е. соподчиняются друг другу исходя из своей юридической силы. В свою очередь юридическая сила правовых норм зависит от авторитета того органа, который создал эту норму;
  5. нормы права объединяются в систему, которая объективно отражает систему общественных отношений (т.е. каждому виду общественных отношений соответствует своя группа правовых норм);
  6. правовые нормы носят представительно обязывающий характер, т.е. если одна из норм наделяет субъекта  правомочием, то другая правовая норма налагает на другого субъекта, обязанность выполнить требования управомоченного субъекта.

Помимо нормативных социальных регуляторов, к которым относятся нормы права и иные социальные нормы в регулятивной подсистеме (по мнению профессора Венгерова действуют и иные регуляторы, которые носят ненормативный характер, т.е. упорядочивают поведение субъектов без помощи правил поведения. К таким регуляторам было предложено относить следующее:

    • ценностный регулятор;
    • информационный рег-тор;
    • директивный рег-тор;
    • прогностический рег-тор.

Под ценностным регулятором понимают процесс упорядочивания поведения субъектов при помощи социальных ценностей, т.е. с помощью представлений о тех образцах поведения, которые являются наиболее предпочтительными в той или иной культуре.

В данном случае мы говорим о стереотипах общественного поведения, которые предопределяют поведение субъекта политического процесса. Ценностный регулятор основан на представлениях, как правило, о соответствии твоего поведения принятым в данной культуре стандартам.

Директивный ненормативный регулятор предполагает упорядочивание поведения  субъектов под влиянием политических лозунгов и призывов. Считается, что эти лозунги указывают только направление движения (т.е. устанавливают ориентир поведения, но не указывают способы достижения этих целей или ориентиров). Как правило, в рамках политической системы лозунги и призывы мобилизуют сторонников той или иной политической партии.