Политическая система общества. Религиозные конфессии (РК). Типы взаимодействия государства и религиозных конфессий, страница 3

  1. многопартийная политическая система без монопольно-господствующей партией, т.е. ни одна из ПП не обладает большинством в парламенте и вынуждена вступать в коалицию с другими партиями (Бельгия, Нидерланды);
  2. политическая система с монопольно-господствующей партией, соответственно имеется партия которой принадлежит абсолютное большинство в парламенте и которая монопольно формируется в правительстве;
  3. двухпартийная система предполагает монопольное господство двух главных партий, которые периодически сменяют друг друга у власти (США, Великобритания);
  4. однопартийная система, при которой запрещены любые партии кроме одной
  5. политическая система беспартийная – запрещены вообще ПП (Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман).

Религиозные конфессии (РК).

Типы взаимодействия государства и религиозных конфессий:

1)  светское государство, при котором:

      а) РК не выполняют не политических, не юридических функций;

      б) религия не контролирует отношение своих граждан к религии;

      в) государство не вмешивается в дела РК;

      г) государство не оказывает финансовой и иной помощи РК. В данном случае регулирование государства сводится к охране законной деятельности РК, обеспечению равенства религии перед законом, государство выступает гарантом свободы совести.

     2 варианта:

        1. американский: государство разрешает вообще любые РК;

        2. европейский: государство запрещает деятельность тех РК, которое оно считает тоталитарными сектами

2) Клерикальное государство – одна из религий имеет статус государственный и занимает привилегированное положение по сравнению с иными К. В частности это заключается в том, что К получает от государства материальную помощь, имеет гарантированное представительство в государственных органах, государство делегирует К ряд своих функций (регистрация семейно-брачных отношений). К осуществляет контроль в области образования и воспитания, в частности, осуществляет религиозную цензуру (Греция)

3) Государство теократическое – имеется список религий терпимых и запрещенных при наличии одной государственной; имеются органы религиозного контроля (контролируют поведение граждан на предмет соответствия его нормам религии); государственный аппарат формируется исключительно по религиозному признаку; правовые нормы создаются в соответствии с религиозными (не могут им противоречить); господствующая РК осуществляет воспитательный процесс и цензуру в СМИ (Иран, Ватикан).

4) Атеистический – государство преследует любые РК, иногда вплоть до их запрещения (Албания). В частности, конфискуется имущество религиозных организаций, государство создает специальные органы контроля за религиозными организациями и активно вмешивается в религиозные дела РК. Производятся репрессии в отношении священнослужителей и верующих, запрещается проведение в общественных местах религиозных мероприятий, запрещается распространение религиозной литературы. Государство широко пропагандирует атеизм (СССР, Северная Корея).

Регулятивная или нормативная подсистема политической системы общества.

В данную систему норм входят: религиозные, моральные, этические, нормы эстетические, нормы этикета, нормы групповые (корпоративные), правовые.

Все они относятся к разновидности социальных нормативных регуляторов и для всех этих норм характерно наличие следующих общих для них признаков:

      1) поведение индивидов определяют  так называемые социальные нормы. К ним относятся такие нормы как: нравственные, религиозные, обычные, групповые, этические, эстетические, правовые. Все эти нормы объединены в одну группу поскольку обладают общими свойствами:

а) являются социальными регуляторами, поскольку упорядочивают поведение людей или их коллективов;