Особенности работы судового валопровода, страница 3

Напряжения изгиба, обусловленные поперечными изгибными колебаниями, определяются теми же факторами, что и напряже­ния кручения. Расчет на поперечные изгибные колебания явля­ется необходимым для всех валопроводов.

Направление упора гребных винтов оказывает влияние на ос­новные усилия и вызываемые ими напряжения в валопроводе. Если судно движется вперед, то основные усилия вызывают кру­чение, поперечный и продольный изгибы, если назад – кручение, растяжение и поперечный изгиб. При той же схеме движения судна критическая частота вращения по поперечным изгибным колебаниям валопровода будет соответственно меньше (система сжимается)  и больше  (система растягивается). /10/

При конструировании валопровода должны учитываться следующие основные требования: /9/

- валопровод должен быть сконструирован таким образом, чтобы обеспечивалась надежность его работы, технологичность изготовления, простота обслуживания, монтажа и демонтажа;

- стальные элементы вало­провода, не защищенные от коррозии (за исключением гребного винта), не должны соприкасаться с забортной водой;

- при двух и более гребных валах для нормального разворачи­вания судна гребными винтами оси линий валов должны пересе­каться в нос от центра вращения судна;

- состав линии валопровода определяется при общем проекти­ровании  в  зависимости от типа   судна,  требуемых  мореходных качеств, мощности и типа судовой установки, а также условий размещения, обслуживания, монтажа и демонтажа валопровода и его элементов;

- валопровод должен быть сконструирован таким образом, чтобы при любых условиях эксплуатации и даже при отказе любого из его элементов была обеспечена непотопляемость судна. При проектировании следует предусматривать максимально возмож­ную унификацию узлов и деталей валопровода, а также материа­лов, применяемых для их изготовления;

- все крепежные изделия в системе валопровода должны быть надежно застопорены. Валопроводы и их элементы должны надежно работать при длительном бортовом крене до 10 - 15°, при борто­вой качке до 30 - 40° и дифференте судна на корму или в нос до 5 - 10°.

Методика прочностного расчета судовых валопроводов разрабо­тана на основе обобщения большого числа экспериментальных дан­ных, проверена многолетней практикой и содержится в Правилах Регистра РФ. В соответствии с этой методикой определение ди­аметров валов осуществляется исходя из условного предположения, что валы подвергаются воздействию статического крутящего мо­мента.

Расчетным элементом служит промежуточный вал. Его наи­меньший диаметр dп, мм, можно определить по формуле

где Nв – расчетная мощность, кВт;

      n– расчетная частота вращения, об/мин;

k– коэффициент (имеет различные значения для разных типов установок).

Диаметр упорного вала dу, мм, должен быть

.

Диаметр гребного вала dг, мм

,

где k – коэффициент;

      D – диаметр гребного винта, м.

Далее рассчитываются расстояния между опорами, толщины соединительных фланцев, допускаемые напряжения, производится подбор материала вала.

Затем производится расчет вала на прочность, который включает в себя следующие пункты:

- определяются все основные действующие на валопровод нагрузки;

- статический расчет валопровода как не разрезной балки, рассчитывается один наиболее нагруженный пролет; вал рассматривается как балка, свободно лежащая на двух опорах и нагруженная: максимальным крутящим моментом от ГД, сжатием от упора гребного винта, изгибающим моментом от равномерно распределенных нагрузок и  навешанных на вал деталей, дополнительным изгибающим моментом от неточности монтажа и расцентровки валопровода;

- расчет валопровода на усталостную прочность, запасы прочности на усталость определяются в тех точках валопровода, где имеют место факторы концентрации напряжений, для элементов валопровода местами концентрации напряжений следует считать гантельные переходы;

- расчет валов на продольную устойчивость, проверке подлежат наиболее длинные участки гребных валов.