Особенности работы судового валопровода, страница 2

В процессе эксплуатации возникает механическая неуравно­вешенность (дебаланс) гребного винта в результате неравномер­ной коррозии и эрозии, а также механических повреждений (за­гибы, выкашивание кромок лопастей, отломанные части), что практически не поддается учету. Износ поверхностей лопастей от истирания считается незначительным. Наибольший дебаланс – при поломке одной из лопастей, когда механическая и гидродина­мические неуравновешенности суммируются.

Под действием массы груза и давления воды происходит де­формация корпуса судна. Опоры валопровода, жестко связанные с корпусом, смещаются вслед за деформацией корпуса. В неко­торых случаях деформация корпуса может привести к расцентровке валопровода. С другой стороны, монтаж валопровода ведут в пределах заданных значений изломов и смещений, определяю­щих допустимую расцентровку. Значения их выбирают исходя из того, чтобы изгибающие напряжения знакопеременного характера при работе валопровода не превышали 25 - 35 МПа.

Забортная вода, являясь агрессивной средой, оказывает небла­гоприятное влияние на усталостную прочность материалов греб­ных валов. Последние, работая в условиях знакопеременных на­грузок, разрушаются.

Усталостную прочность материалов гребных валов повышают поверхностным пластическим деформированием, устройством шпоночного паза ложкообразной формы на конусе и др.

Плавание во льдах является характерным режимом работы ледоколов, буксиров и судов ледового плавания. Удары о лед можно считать переменными нагрузками, оказывающими влияние на усталостную прочность валопроводов. Из-за многообразия ле­довых нагрузок они не поддаются расчету.

Такие нагрузки впервые экспериментально были определены и описаны во время похода ледокола «Леонид Брежнев» к Северному полюсу. Опытные данные свидетельствуют о том, что имеются два типа нагрузок, различающихся по характеру и ве­личине. Первые – относительно  стабильные гидродинамические нагрузки при работе винта в свободной воде, вторые – нерегуляр­ные ледовые нагрузки, особенностью которых являются значи­тельные переменные составляющие осевой силы, вращающего и изгибающего моментов. При этом амплитуды переменного вра­щающего момента превышают в отдельных случаях номинальный момент ГЭД в 6-10 раз, а амплитуды переменных напряжений изгиба и суммарный изгибающий момент в гребном вале возра­стают в 8-15 раз по сравнению с работой в чистой воде. Пере­менная осевая сила больше полного швартовного упора в 1,5 - 2,5 раза, что приводит к явно видимым перекладкам гребня упор­ного вала в ГУП . /10/

Тормозящее действие льда вызывает снижение частоты вращения валопровода и возрастание среднего вращающего момента на нем. Было установлено, что в отдельных случаях средний вра­щающий момент превышал в 2,0 - 2,3 раза номинальные значения. Такие явления кратковременные и снижают частоту вращения валопровода не более чем на 30 - 50%. Полученные результаты позволили дать рекомендации по необходимому усилению валов судов этого класса.

При суммировании характеристик усилий, действующих на валопровод (вращающий и изгибающий моменты, реакция упора гребного винта), можно констатировать, что они не являются постоянными, а изменяются за один оборот по несимметричному циклу. Кроме того, эти усилия также непостоянные при измене­нии условий эксплуатации (загрузке судна, волнении моря, ре­жиме нагрузки двигателя и пр.). /10/

Пульсации вращающего и изгибающего моментов, а также реакции упора при вращении валопровода могут усиливаться вследствие резонанса при совпадении собственных частот свобод­ных колебаний валопровода с частотами возмущающих сил и приводить к поломке вала. Валопровод может иметь три вида резонансных колебаний: крутильные, продольные и поперечные изгибные, на которые, пользуясь специальной литературой, рассчи­тывают судовые валопроводы. Крутильные колебания возникают в основном из-за неравномерности передачи момента от двига­теля к валопроводу. Причинами возникновения продольных ко­лебаний являются несовпадение центров тяжести вращающихся масс с геометрической осью вращения валопроводов и работа гребных винтов в неравномерном поле скоростей. В случае резо­нанса этот вид колебаний может привести к сильному износу дейдвудных подшипников и уплотнений, рабочих шеек и облицовок гребных винтов. При недостаточной жесткости конструкции судового фундамента ГУП также могут возникать продольные колебания валопровода. Они оказывают неблагоприятное влияние на работу главных передач (могут способствовать интенсивному изнашиванию зубьев редуктора) и двигателей. Рассчитывать валопровод на эти колебания следует в случае вероятности дости­жения ими опасных значений.